Церковный вестник


№ 16(269) август2003 / Архипастырь

Мы должны придать духовный характер каждой области жизни

 

Православие в Албании в XX веке, как известно, было практически полностью уничтожено атеистическими властями. На долю Архиепископа Анастасия в начале 90-х годов выпала трудная миссия возродить Православную Церковь в Албании. Один из выдающихся архипастырей и миссионеров современного Православия в Европе, Архиепископ Анастасий за десятилетие (1991—2001 гг.) сумел восстановить и церковную жизнь, и диаконию, и богословское образование в этой стране.

Мы предлагаем нашим читателям рассказ о владыке Анастасии по материалам книги Джима Фореста «Возрождение Албанской Церкви».

Архиепископ Анастасий прилетел в Тирану из Афин 16 июля 1991 года. Он прибыл в страну, где еще шестьдесят лет назад насчитывалось около 400 православных церковнослужителей. К 90-м годам их осталось всего лишь 22, все они были старыми и больными, многие уже на пороге смерти.

На крыше кафедрального собора Тираны зияла огромная дыра. Прежний кафедральный собор, располагавшийся на главной площади города, был взорван много лет назад. Единственная церковь в Тиране, которая в начале 90-х служила местом общей молитвы, с 1967 года использовалась как гимнастический зал.

К середине 2001 года было сделано невероятно много: построено 80 новых храмов, 70 поднято из руин, более 140 церквей отремонтировано, церковная жизнь возобновилась в пяти монастырях.

Как вспоминает Архиепископ Анастасий, для албанцев храм часто по-прежнему продолжал существовать там, где от него остались только развалины. «Поражает, что люди считают церковь церковью независимо от того, насколько она разрушена; независимо от того, в каком состоянии находится здание; независимо от того, чем она служила, она остается церковью и сохраняется ее связь со святыней. Даже в те времена, когда это было опасно, люди приходили в те места, где некогда были церкви, чтобы помолиться и зажечь свечи».

В первые месяцы после приезда Архиепископа в Албанию литургия совершалась под открытым небом, поскольку не было ни одного храма с целой крышей, однако чаще всего в том месте, где когда-то была церковь.

Когда началось восстановление и строительство храмов, нередко приходилось восстанавливать и дороги. Однажды архиепископа Анастасия спросили, какой подарок ему хотелось бы получить. «Я хотел бы получить бульдозер», — сказал владыка. «Но что вы будете делать с бульдозером?» — «Мы сможем построить дороги в отдаленных районах, чтобы сделать жизнь нашего народа более человечной».

Осуществляя все эти строительные проекты, Православная Церковь Албании с середины 90-х годов становится важным фактором в экономическом развитии страны — одним из самых серьезных инвесторов и работодателей.

Однако самому Архиепископу и тем, кто трудился вместе с ним, в Албании постоянно угрожала опасность. «То, что я грек, а не албанец, было ежедневной темой враждебных статей в албанской прессе, дебатов в парламенте и телевизионных репортажей. Идея была крайне проста: если ты грек, значит, ты шпион. Что еще мог думать простой албанец, чей разум был замутнен пропагандой и сформирован под влиянием атеистической культуры? Никто и представить себе не мог, что человек, которому уже за шестьдесят, мог приехать сюда просто из любви!»

Будущий Архиепископ Анастасий Яннулатос родился в греческом городе Пирей в 1929 году. Учась на богословском факультете Афинского университета, он стал участвовать в православном молодежном движении и встречаться с молодыми православными христианами из других стран. Опыт этих встреч помог ему понять, что христианство гораздо шире, чем Греция. В 1959 году Анастасий основал двуязычный (греческо-английский) ежеквартальный журнал «Porefthendes» («Идущие вперед»), посвященный изучению истории, богословия, методов и духа православной миссии. В 1961 году, благодаря решениям, принятым на V Ассамблее Синдесмоса (международного православного молодежного движения), в Афинах был учрежден центр, также названный «Porefthendes», директором которого стал Анастасий. Он также становится членом Рабочего комитета по миссионерским исследованиям Всемирного Совета Церквей и позже занимает в нем различные руководящие должности.

В 1972 году он был хиротонисан во епископа Андруссы. Четырьмя годами позже становится профессором Афинского университета. В семидесятые годы владыка Анастасий публикует несколько оригинальных исследовательских работ по африканским религиям. В студентов он также старался вселить искреннюю любовь и уважение к африканскому народу и понимание всемирности православного свидетельства. Сегодня несколько его бывших студентов, включая Блаженнейшего Патриарха Петра, стали митрополитами Александрийского Патриархата в Африке.

В это же десятилетие епископ Анастасий стал и первым греческим исследователем, опубликовавшим общий очерк об исламе — книгу, в которой он твердо защищает межрелигиозный диалог, в особенности между православием и исламом.

В 1991 году 61-летний владыка Анастасий едет в Албанию в качестве патриаршего Экзарха. 24 июня 1992 года, по предложению Вселенского Патриарха Варфоломея, члены Синода Вселенского Патриархата единогласно избрали архиепископа Анастасия главой Православной Церкви Албании.

Правительство Албании официально согласилось с его избранием. Однако на самом деле это было время тяжелейшего кризиса в отношениях между государством и Церковью. Решающую попытку удалить Архиепископа Анастасия из страны власти предприняли в августе 1994 года. С этой целью было предложено внести изменения в новый проект государственной конституции. Ситуация казалась абсолютно безнадежной, владыка уже собрал вещи и готовился уехать на следующее утро, обдумывая, кто заменит его и что нужно будет сделать, пока он будет жить за пределами Албании. «Для меня и всех моих друзей было настоящим чудом то, что новая конституция была отвергнута народом на всеобщем референдуме в ноябре 1994 года. Это было совсем не то, чего мы могли ожидать!», — рассказывает владыка.

Серьезной проблемой для местной Церкви — проблемой, которая причиняла боль и беды и была поводом для нескончаемых споров в течение нескольких лет, — стало восстановление Священного Синода.

«На протяжении первых семи лет я должен был подвизаться в качестве епископа в одиночестве, — вспоминал Архиепископ, — опираясь только на Общий церковный совет, состоявший из тринадцати клириков и мирян. Однако

в 1998 году мучительная проблема правильного функционирования и существования автокефальной Церкви была разрешена. Священный Синод, в котором мы ныне пребываем, думаем и действуем во имя Божие, — это настоящий дар Божий и духовная защита».

Одной из важнейших задач, решением которой предстояло заниматься владыке, стало преодоление разделений в самой Церкви, состоящей в Албании из разных этнических групп. «Нашей первой задачей было укрепление единства среди православных христиан. Дорога к правильному развитию — любовь и свобода», — отмечал владыка. «Мы не называем себя Албанской Православной Церковью, но Православной Церковью Албании... Мы смотрим на себя как на Православную Церковь в Албании. Мы — часть всемирной Церкви. Никто не может быть островком — ни Британия, ни огромный Китай. С другой стороны, мы подчеркиваем, что мы автокефальная Церковь, то есть имеем собственное управление. Наш автокефальный статус был признан Вселенским Патриархом в 1937 году».

Очень важно было использовать албанский язык даже в тех ситуациях, когда большинство говорило по-гречески, как во многих городах и деревнях на юге Албании. «Христос вокресе, Бог с нами, Слава Богу!» — это первые слова, которые были выучены владыкой на албанском языке.

За прошедшие годы удалось сделать многое. В частности, были построены или восстановлены здания Богословской академии в Дурресе, канцелярии Архиепископии в Тиране, епархиальных центров и резиденций епископов в Корче, Берате и Гирокастре, средней школы Святого Креста в Гирокастре, диагностического центра в Тиране, амбулаторий и гостевых домов, а также комплекса «Назарет», включающего свечную фабрику, издательство, иконописную и реставрационную мастерские и другие церковные службы.

Но трудней всего оказалось не восстанавливать разрушенные здания, а оживлять души людей, научить их соборно молиться после длительного отлучения от церковной жизни. «Иногда было очень трудно служить литургию, так как люди приходили скорее посмотреть, чем помолиться».

Чтобы облегчить страдания народа самой бедной страны в Европе, Церковь приступила к созданию клиник в крупнейших населенных центрах. Существуют программы помощи инвалидам, программа медицинской помощи женщинам из сельских районов, программа сельскохозяйственного развития, программа работы с заключенными и бездомными, создания бесплатных кафетериев и оказания экстренной помощи обездоленным. Интересным проектом оказалась зубоврачебная клиника, размещенная в большом белом фургоне, который переезжает из города в город.

Большая часть этой работы выполняется организацией «Diakonia Agapes» («Служение Любви»), созданной Архиепископом Анастасием в 1992 году. Эти проекты никогда не были предназначены только для православных христиан, но для любого человека в нужде, независимо от его веры или ее отсутствия.

Еще одна важная область деятельности владыки — образование,  целью которого является подготовка к службе в Церкви. С момента открытия семинарии в 1992 году были совершены 120 рукоположений. В семинарии учатся не только мужчины, но и женщины — примерно треть от общего количества учащихся. Женщины несут иную церковную службу — они взяли на себя диаконическое служение, преподавание, администрирование, миссионерство и т.д.

В малых и больших городах открыты двенадцать православных детских садов. Действуют летние лагеря и разработано много молодежных программ.

В 1999 году, когда войска НАТО вошли в Югославию, нанося бомбовые удары по целям в Сербии и Косово, полмиллиона беженцев из Косово перебрались в Албанию. Православная Церковь не могла отвернуться от них, взяв на себя ответственность за судьбу 32 тысяч человек и содержа лагерь беженцев.

Церковь также открыла свою радиостанцию с круглосуточным вещанием и ежемесячную газету. Ведется разработка программы защиты окружающей среды.

Архиепископ Анастасий считает, что Церковь должна присутствовать во всех областях жизни, разрабатывая свои программы в здравоохранении, образовании, социальной и благотворительной деятельности, в развитии общества, культуре и охране окружающей среды. «Мы должны придать духовный характер каждой области жизни».

Многие за последние годы эмигрировали из Албании. Люди спрашивают владыку, чего им ждать в будущем. «Конечно, я разделяю их озабоченность, — говорит владыка. — Но я убеждаю их: “Давайте смотреть на настоящее. Давайте выполнять свой долг, делая только то, что является выражением любви друг к другу. Это позволит нам создать будущее”».

Перевод с английского Анны Рогожиной



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://