№ 12 (336) июнь 2006 / Архипастырь

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Речь председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на торжественном акте, посвященном 60-летию Отдела

Ваше Святейшество!

Преосвященные Владыки, честные отцы!

Уважаемые высокие представители государственной власти!

Дорогие братья и сестры!

Мне доставляет большую радость от имени сотрудников Отдела и от себя лично приветствовать всех, собравшихся сегодня в гостинице «Даниловская» по случаю 60-летия Отдела внешних церковных связей. Особенно ценно для нас внимание Вашего Святейшества. Возглавив сегодня молебное пение по случаю круглой даты, Вы доставили нам большое духовное утешение. Вашими молитвами мы непрестанно укрепляемся в несении служения Матери-Церкви. Также выражаю Вам сыновнюю благодарность за те награды, которыми Вы отметили труды сотрудников Отдела и тех, кто несет церковное послушание в заграничных учреждениях Русской Православной Церкви.

Благодарю Высокопреосвященных членов Священного Синода, епархиальных Преосвященных, руководителей и представителей синодальных и церковных учреждений, духовных школ, монастырей, высоких представителей братских Православных Церквей, а также представителей других христианских церквей и религиозных традиций за поздравления и благопожелания по случаю 60-летия Отдела внешних церковных связей.

Очень рад, что в этот торжественный день с нами находятся высокие представители государственной власти и общественных организаций, с которыми Отдел осуществляет тесное взаимодействие.

Конечно, по сравнению с тысячелетней историей Русской Церкви и тем более по сравнению с древней историей Соборной Православной Церкви 60-летие Отдела — это весьма скромная дата. Но история и настоящая работа Отдела не могут и не должны рассматриваться в отрыве от истории и современной жизни Русской Православной Церкви. В Послании к ефесянам святой апостол Павел пишет, что различные служения в собрании верующих имеют ценность и значение только тогда, когда они направлены на «созидание Тела Христова» (Еф. 4, 12), то есть Святой Церкви. Для Отдела всегда было важно созидать и поддерживать тесную связь со всем организмом Русской Церкви, не замыкаясь в рамках своего аппарата. О том, что так было и в прошлом, свидетельствуют слова Святейшего Патриарха Пимена, сказанные им на акте по случаю 30-летия Отдела: «Я убежден, что именно эта глубокая, органическая связь со всем объемом церковной жизни обеспечила Отделу достижение многогранных и плодотворных результатов».

Связь Отдела внешних церковных связей с Церковной Полнотой прежде всего обеспечивается через его непосредственное подчинение Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Согласно Уставу Русской Церкви, ОВЦС является Синодальным органом. Это значит, что утверждает программу его деятельности и контролирует исполнение этой программы Священный Синод во главе со Святейшим Патриархом.

Большое внимание уделяется Отделом соработничеству со всеми другими Синодальными и церковными учреждениями. В современной жизни очень много тем, которые лежат на пересечении сфер деятельности различных церковных органов. Поэтому в нашей работе крайне необходима координация усилий с различными Синодальными отделами. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех руководителей Синодальных отделов и их представителей за братское взаимодействие и пожелать нам слаженной работы в будущем.

В служении Отдела большое значение придается контактам с отдельными епархиями нашей Церкви. Хотел бы подчеркнуть, что во внешней церковной деятельности принимают активное участие не только сотрудники Отдела, но и Преосвященные архиереи, священники и миряне из различных епархий. Таким образом, значительная часть нашей Церкви вовлечена во внешнюю деятельность. Иерархи, клирики и миряне привносят в эту сферу свои таланты, свой опыт, знания, энергию.

За время существования Отдела в нем получили навыки церковно-административной, миссионерской и пастырской работы несколько десятков архиереев, сотни клириков и мирян нашей Церкви. Среди них — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, а также многие другие Преосвященные, которые успешно несут сегодня свои послушания в Русской Церкви.

При участии Отдела были образованы такие Синодальные учреждения, как Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по делам молодежи, Отдел по делам милосердия и благотворительности.

60-летний юбилей побуждает к размышлению о том, как служил Отдел Церковной Полноте все эти годы и как продолжает он делать это сегодня. Такой анализ необходим для того, чтобы увидеть ошибки, неиспользованные возможности и отобрать правильные направления и методы работы.

В первые годы существования Отдела на его деятельность без сомнения оказывала сильное влияние память о недавних жесточайших гонениях на Церковь. Еще в мае 1941 года, то есть всего за 5 лет до создания Отдела, митрополит Московский и Коломенский Сергий говорил в своем близком окружении: «Церковь доживает свои последние дни. Раньше нас душили, но, душа, выполняли свои обещания нам. Теперь нас продолжают душить, но обещаний уже не выполняют». Поэтому после потепления в политике государства по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны главной задачей стало сохранение самого ценного, что недавно чуть не было потеряно, — литургической жизни, которая была невозможна без храмов, монастырей, духовных школ, иерархии. Уже стало общим местом в исследованиях по истории Церкви мнение о том, что внешняя деятельность стала настоящим щитом для внутренней церковной жизни. Советское правительство, вышедшее на мировую арену в результате победы над фашизмом, было заинтересованно в создании различных рычагов влияния на мировую общественность, в том числе через религиозные круги. Тем не менее, прагматическое, а не искреннее отношение к внешней деятельности Церкви со стороны советской власти нередко создавало впечатление некой искусственности деятельности Церкви в этой сфере.

Однако достаточно ознакомиться с историей внешних контактов в 1940—50-е годы, чтобы понять, что в их развитии присутствовала заинтересованность, происходящая из реальных потребностей самой Церкви. В те годы важной задачей стало восстановление канонической связи с приходами русской диаспоры, ибо уже к 1935—36 годам Москва утратила практически всякую связь с зарубежьем. Владыка митрополит Николай, возглавивший Отдел в 1946 году, совершил турне по странам, в которых существовали русские приходы, в результате чего многие из них вернулись в лоно Матери-Церкви.

Кроме того, Русская Церковь начала налаживать свои связи с братскими Поместными Православными Церквами. В 1948 году состоялись большие всеправославные мероприятия: празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви и Всеправославное совещание. Тогда же в Москве были открыты представительства Александрийской, Антиохийской и Болгарской Церквей. В послевоенный период благодаря внешней деятельности Русской Церкви был урегулирован канонический статус Чехословацкой, Польской, Болгарской, Финляндской Православных Церквей. В то же время Русская Церковь начала контактировать с неправославными христианскими церквами и представителями других религиозных традиций.

В первые годы существования Отдела число его сотрудников не превышало нескольких человек, включая его председателя — митрополита Крутицкого и Коломенского Николая. На их плечи легла непростая задача первооткрывателей внешних контактов Русской Церкви после десятилетий перерыва. Хотел бы сказать несколько слов о личности Владыки митрополита Николая. Сейчас уже выпущены многочисленные исторические работы, посвященные оценке его деятельности, изданы его проповеди, воспоминания о нем современников. Поэтому многие могут представить, какого масштаба это была фигура, и сколько испытаний выпало на его долю. Однако ничто не могло запугать этого человека и сломить его духа, хотя, наверное, и у него были минуты слабости, как у всякого человека. Его красноречие, личная убедительность, твердость в защите веры были отмечены многими людьми и, прежде всего, запечатлены в его поступках.

Когда начались хрущевские гонения, и власть нарушила сложившийся компромисс «неприкосновенность Церкви в обмен на ее лояльность», то Владыка Николай не побоялся выступить против новых гонителей. Как известно, причиной его ухода в отставку стала подготовленная им речь Святейшего Патриарха Алексия I в Кремле на Конференции советской общественности за разоружение, которая состоялась в феврале 1960 года.

В речи Патриарха говорилось о большой роли Русской Церкви в формировании государственности и культуры русского народа, и таким образом осуждался новый виток гонений на Церковь. Кроме того, в своих проповедях Владыка Николай открыто осуждал борьбу власти с верой.

Однако в условиях эскалации гонений нужна была новая стратегия действий, которая бы не ограничивалась только поддержанием контактов с внешним миром, но вовлекала бы Церковь в гущу мировой религиозно-общественной жизни и через это оказывала бы реальное влияние на проходящие в мире и в стране процессы. Появление такой стратегии и ее осуществление связано с именем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, сменившего в 1960 году митрополита Николая на посту председателя Отдела. Владыка Никодим был человеком, который родился в советское время, а потому изнутри понимал и чувствовал социально-политическую обстановку в стране. В то же время он был человеком глубоко верующим и твердо стоящим на камне Православной традиции. Сочетание этих двух качеств позволило ему не просто продолжать защищать Церковь от антирелигиозной политики с помощью внешней деятельности, но и обновить под щитом этой деятельности некоторые стороны церковной жизни.

Однажды, беседуя в своем кабинете с одним студентом Ленинградской Духовной академии, в ответ на сожаления студента о том, что способные молодые люди после окончания Академии начинают ездить по зарубежным странам и выступать на разных форумах вместо того, чтобы заниматься богословской наукой, Владыка Никодим сказал: «Если бы они туда не ездили и не выступали, мы бы с тобой здесь не сидели и не говорили». А ведь была реальная угроза закрытия Ленинградских Духовных школ! Напомню, что их удалось отстоять с помощью открытия факультета иностранных студентов.

Одной из первых забот Владыки Никодима на посту председателя Отдела было содействие православному единству. При нем был осуществлен качественно новый переход в межправославных отношениях — от эпизодических встреч и мероприятий к регулярному диалогу. Начиная с 1961 года, была проведена серия Всеправославных совещаний, которые ставили своей задачей подготовку Всеправославного Собора для решения накопившихся проблем. Эти переговоры сопровождались серьезной богословской и канонической работой. На первом совещании был составлен каталог тем для выяснения мнений Поместных Церквей по разным вопросам. Русская Церковь одна из немногих за несколько лет полностью подготовила свои ответы. Но желание Владыки простиралось далее достижения тесного межправославного взаимодействия. Он стремился к тому, чтобы православное единство проявлялось и в отношениях со внешним миром. В результате были начаты общеправославные диалоги с католической, нехалкидонскими, англиканской и старокатолическими церквами.

При митрополите Никодиме важной темой во внешней деятельности Русской Церкви вновь стал Афон. Посетив Святую Гору в 1959 году на пути из Иерусалима, Владыка Никодим обнаружил полное запустение русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Самому молодому монаху в монастыре тогда было 70 лет. Владыка добился направления группы монахов в этот святогорский монастырь. За годы своей жизни он неоднократно посетил Афон, что свидетельствует о его большой любви к этому сокровищу православной духовности. По его инициативе впервые в истории Афона Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси.

Владыка сделал многое для выстраивания канонических отношений с приходами русской традиции, находящимися за границей. Его многолетними трудами было урегулировано положение митрополичьего округа в Америке. В результате в 1970 году была провозглашена автокефалия Православной Церкви в Америке. В том же году автономный статус получила Японская Православная Церковь. Так же усилия Владыки Никодима были направлены на преодоление давнего разделения со старообрядцами. По его инициативе вопрос об отношениях со старообрядцами был рассмотрен на Соборе 1971 года. По решению Собора были сняты клятвы Московских Соборов 1656 и 1667 годов на употребляющих старые обряды, что открыло путь к диалогу со старообрядцами.

Подобный качественный переворот произошел и в межхристианских отношениях. Возникли постоянные двусторонние диалоги с Советом Церквей Христа в США, Евангелической Церковью Германии, Лютеранской Церковью Финляндии, Англиканской Церковью, Римско-Католической Церковью, Древними дохалкидонскими Церквами. В это же время Русская Церковь подключилась к многосторонним диалогам — Конференции Европейских Церквей и Всемирному Совету Церквей. В Русской Церкви эта межхристианская деятельность дала толчок к серьезному осмыслению экклезиологии и стимулировала творческий поиск новых путей свидетельства об истинности Православия в современном мире. Последнему во многом способствовало создание в 1960 году Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, которая проводила серьезные богословские, церковно-исторические и религиозно-общественные исследования, а позже была преобразована в Синодальную богословскую комиссию.

Развивая межхристианские связи, Владыка Никодим всегда оставался преданным православной традиции и не отступал ни на йоту от православной веры. Об этом говорил и Святейший Патриарх Пимен:

«В своих многочисленных встречах и дискуссиях с нашими инославными братьями Вы проявляли открытость к диалогу любви при терпеливом подходе, вместе с тем проявляя присущую Вам православную принципиальность».

Участвуя в миротворческой деятельности Церкви, Владыка Никодим смотрел на нее не только как на способ защищать церковную жизнь от гонителей, но и как на единственную возможность в то время высказать позицию Церкви по общественно значимым проблемам. Миротворческие конференции давали возможность легально собираться представителям религий Советского Союза и обсуждать свои взаимоотношения. В стране стала складываться уникальная система межрелигиозных отношений, во многом предопределившая высокий уровень сотрудничества между конфессиями и религиями в современной России и в странах СНГ.

После Владыки Никодима его достойными приемниками на посту Председателя Отдела были последовательно митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Экзарх всея Беларуси. Эти талантливые руководители достойно осуществляли труды по творческому развитию деятельности Отдела. При них Отдел увеличился численно, продолжал исполнять свои функции по сложившимся направлениям и проводить важные церковные мероприятия. Особо следует отметить организацию торжеств по празднованию 1000-летия Крещения Руси. Стабильное развитие Отдела в течение почти 20 последующих лет в весьма непростых общественно-политических условиях свидетельствуют прежде всего о способности руководства Отдела мудро сопрягать интенсивную работу на благо Церкви с реалиями тех лет.

За последние 15 лет в нашей стране, да и во всем мире произошли перемены огромного исторического масштаба. Стране пришлось пережить суровые испытания. Распалась историческая Россия, разделенным оказался единый русский народ, и другие братские народы разошлись по национальным квартирам. Все это привело ко многим скорбям, не прекращающимся и до сего дня. Великому испытанию подверглось единство Русской Православной Церкви. Под сильнейшим политическим давлением возникли расколы на Украине, разделенной оказалась Церковь в Эстонии. В то же время произошли очень важные и с церковной точки зрения положительные перемены. Страны на постсоветском пространстве отказались от атеистической идеологии. Убежден, что произошло это не без влияния Русской Православной Церкви, прежде всего, конечно, благодаря молитвам новомучеников и исповедников Российских, а также духовному подвигу верующих людей, молившихся и трудившихся для духовного возрождения России и других стран. Такой мощный мировоззренческий переворот, вызревший внутри правящей элиты, мог произойти только в результате эволюции сознания ее представителей. Эволюция происходила медленно под действием разных факторов, одним из которых, безусловно, была переоценка своего национального прошлого. Кто мог подумать, что торжества 1000-летия Крещения Руси станут общественно-государственным мероприятием в Советском Союзе! Нельзя забывать, что всем этим изменениям предшествовало постоянное общение представителей власти и общественности с церковными деятелями, в том числе и по линии внешних контактов. Через это общение незримо, но реально оказывалось влияние на сознание тех, кто входил в элиту тогдашнего общества.

Новое время открыло новые возможности для внешней деятельности Церкви, а также позволило ей развиваться согласно собственному целеполаганию, вне какого-либо контроля со стороны. В связи с этим возникла острая необходимость, исходя из норм Церковного Предания, определить принципы, на которых должны строиться отношения Церкви с внешним миром. По поручению Священного Синода Отдел организовал процесс выработки документа, представляющего церковное отношение к различным общественным явлениям и проблемам. В результате появились Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Тогда же были приняты подготовленные Синодальной богословской комиссией Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. Сегодня эти два документа определяют принципы отношений нашей Церкви к внешнему миру. С Божией помощью сей корпус в будущем пополнится еще двумя документами, которые разрабатываются по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода — документом о принципах отношения к нехристианским религиям и документом о правах и достоинстве человека.

Но какими бы важными ни были принципы отношения Русской Православной Церкви к внешнему миру, не менее важной является повседневная работа по осуществлению этих принципов на практике. А ее формы и тактика зависят от того, какие процессы разворачиваются в современном мире. Пожалуй, самым серьезным процессом, который необходимо учитывать сегодня в проведении внешней деятельности, является глобализация. В условиях глобализации Церковь решает двойную задачу — с одной стороны, она призвана защищать свою апостольскую веру, с другой — быть открытой для свидетельства всему миру о Православии.

На фоне стремительно меняющегося мира расширяются культурное и пространственное измерения Московского Патриархата, который все более и более становится многонациональной общиной, в которой, конечно, русская традиция по-прежнему занимает первенствующее место, но солидное пространство принадлежит и другим культурам. Поэтому важной задачей для внешней деятельности становится утверждение многонационального и многокультурного характера Московского Патриархата. Я имею в виду не только православные народы Украины, Белоруссии, Молдавии, но и этнические общности внутри России, а также народы государств Балтии, Средней Азии и различных стран мира.

Сегодня мы должны серьезно изменить и наши пространственные представления о Московском Патриархате. Сегодня Московский Патриархат включает в себя не только страны, расположенные на его канонической территории, но 276 церковных учреждений в 42 странах мира. Ежегодно появляются новые приходы. Главной причиной увеличения количества приходов стал стремительный рост эмиграции из России и других стран бывшего Советского Союза в течение последних двух десятилетий. Хотел бы подчеркнуть, что открытие новых приходов происходит не для осуществления какой-либо стратегии распространения влияния, исходит не из стремления к прозелитизму, но вытекает из реальных нужд наших соотечественников, которых Русская Церковь не может оставить без духовного попечения. Несмотря на то, что в странах нахождения приходов не ведется специальной миссионерской работы, само их присутствие привлекает религиозно ищущих людей. Это можно сказать о приходах во Франции, Великобритании, Венгрии, Германии и других странах. Среди епископата и духовенства Московского Патриархата есть люди, принадлежащие к разным национальностям, а литургическая традиция развивается на многих языках и впитывает различные национальные традиции. Сегодня уже является неоспоримым фактом то, что Московский Патриархат — это самая многонациональная и многокультурная Церковь среди других Православных Церквей. В этих условиях Отдел внешних церковных связей видит свою задачу в том, чтобы сохранять это многообразие и способствовать его процветанию под омофором Патриарха Московского и всея Руси.

Изменение политической ситуации в стране и конкретные шаги, сделанные Русской Церковью по осмыслению прошлого и выработке принципов внешней деятельности, позволили начать процесс восстановления единства между Московским Патриархатом и Русской Православной Зарубежной Церковью. В 2004 году Архиерейский Собор Московского Патриархата одобрил работу совместной комиссии двух сторон по восстановлению единства и поручил Священному Синоду совершить это деяние, когда оно будет возможно. По сути такое же решение было недавно принято Русской Зарубежной Церковью. Сначала на IV Всезарубежном Соборе, а затем и на Архиерейском Соборе, была одобрена работа комиссий и утвержден курс на восстановление единства. Богу содействующу, надеемся, что все это состоится в обозримом будущем.

Однако для того, чтобы в современном мире был слышан голос Православия, одних усилий Русской Церкви не достаточно. Необходимо продолжать работу по установлению тесного сотрудничества в рамках православного мира, и, прежде всего, между Поместными Православными Церквами. С горечью вынужден констатировать, что по-прежнему серьезным вызовом единству Православия остаются расколы на Украине, в Греции, Болгарии, Румынии, Македонии. На преодоление этих расколов должны быть нацелены скоординированные усилия всех Православных Церквей.

Интенсивное общение между странами мира приводит к тому, что люди много перемещаются и меняют место жительства. В своей стране или за рубежом они живут в соседстве с людьми, принадлежащими к иным христианским исповеданиям или нехристианским религиозным общинам. Поэтому сама жизнь заставляет православных верующих серьезно задумываться о том, как должны выстраиваться отношения с людьми других убеждений. Таким образом, межхристианский и межрелигиозный диалог переходят из разряда дипломатии в жизненно необходимый разговор о том, как исповедующим разные религии людям жить в одном обществе, уважая друг друга. Диалог и сотрудничество нужны не для того, чтобы достигнуть вероучительного компромисса, а для того, чтобы выработать модель совместного проживания в одном мире. Кроме того, межхристианское и межрелигиозное сотрудничество нужно для того, чтобы совместно противостоять различным псевдорелигиозным течениям, наносящим вред личности.

В то же время многорелигиозность и многокультурность значительной части стран мира ставят проблему роли религии в обществе. Сегодня очень влиятельной является идея секуляризма, предполагающего ограничение религии сферой частной или даже личной жизни человека. Ее сторонники не верят в созидательный потенциал религий и считают, что присутствие религии в публичной сфере приведет к неизбежному конфликту. Церковь не может согласиться с таким подходом. Присутствие религиозных ценностей в общественной жизни не означает отстаивание с помощью государственных рычагов чистоты какой-то одной религии или проведение религиозной миссии среди населения. Речь идет о поддержке тех ценностей, которые вытекают из религиозного мировоззрения: семьи и чадородия, социальной справедливости и просвещения, патриотического и нравственного воспитания. Мы утверждаем, что как раз в условиях многорелигиозности такая модель присутствия религиозных ценностей в общественной жизни возможна, потому что она позволяет реализовывать эти ценности совместными усилиями государства, общества и религиозных организаций.

В своем кратком обзоре прошлой и настоящей деятельности Отдела я ставил перед собой задачу не познакомить вас с теми или иными фактами и событиями, но скорее представить обзор тех идей, которыми руководствуется Отдел, участвуя в соборном созидании Церкви Божией в мире. Верю, что и впредь Отдел внешних церковных связей будет смиренно служить благу Русской Православной Церкви и Православия в мире.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007



№ 3(376) февраль 2008



№ 4(377) февраль 2008



№ 6(379) март 2008



№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008



№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 18(391) октябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 12 (336) июнь 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 23(276) декабрь 2003


№ 21(274) ноябрь 2003



№ 12(265) июнь2003 г



№ 11(264) июнь2003 г




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика