Церковный вестник


№ 9 (286) май 2004 / Комментарии

От сердца к сердцу до края земли

Тема православной миссии является для «Церковного вестника» одной из приоритетных. Мы регулярно пишем о традиционных формах миссионерской работы — экспедициях, крестных ходах, о создании новых православных общин, как в России, так и в других странах мира. Однако этим наши публикации на тему миссии не ограничиваются. Не менее важное направление церковной работы сегодня — это «информационная миссия». Этим термином в Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви очерчен широкий спектр работы, связанной с использованием новых коммуникационных технологий и взаимодействием со средствами массовой информации. Развитие церковной прессы, взаимодействие со светскими СМИ, формы и задачи церковного присутствия в глобальной компьютерной сети — все это было предметом наших публикаций в последние годы. На Рождественских чтениях, на конференциях и семинарах в епархиях мы также подробно рассматривали проблемы и перспективы дальнейшего развития «информационной миссии».

И тем не менее, разговор о православной миссии необходимо продолжить. Каковы ее основные черты в современном мире? Какими личными качествами должен обладать миссионер? Кто и как готовит сегодня православных миссионеров? Какие исследования ведутся в области православной миссиологии? Об этом корреспондентам «Церковного вестника» рассказывают заместитель декана миссионерского факультета ПСТБИ Андрей Борисович Ефимов, руководитель миссионерского отдела МДАиС иеромонах Пантелеимон (Бердников), директор Московского центра миссионерских исследований священник Сергий Широков, а также участники миссионерских экспедиций — студенты Свято-Тихоновского богословского института.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий:

В самом начале исторического бытия Церкви Христовой святой апостол Павел, обращаясь к первым христианам, писал в своем послании: «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1, 8).

С благодарением Господу, сегодня, в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, мы отмечаем, что трудами архипастырей, пастырей и мирян, председателя и сотрудников Миссионерского отдела Московского Патриархата, в течение трех лет, прошедших после II Всецерковного миссионерского съезда, миссионерское делание Русской Православной Церкви отличалось большой активностью, широтой и разнообразием. Большой вклад в это дело вносят Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью), Свято-Тихоновский богословский институт, Московская, Санкт-Петербургская, Тобольская и другие духовные школы.

Церковь всегда искала новые формы миссионерского служения. В последнее время такой новой формой явилась деятельность храмов-вагонов, храмов-кораблей, палаточных храмов в отдаленных регионах нашей страны. Все эти экспедиции проходили под миссионерским девизом «К каждому сердцу, до края земли». Их плодами стали создание сотен православных приходов, основание и строительство храмов, но самое главное — обращение ко Христу тысяч людей, их крещение и воцерковление.

Сегодня перед Русской Православной Церковью стоит задача — утверждение православной веры и образа жизни как нормы общественного бытия.

В этом контексте мы должны особо отметить формы и способы участия молодежи в церковной миссии. Молодости присуще стремление к истине, и поэтому есть надежда на то, что большинство современных молодых людей, выросших уже в посттоталитарном обществе, будет готово услышать голос своей души, которая по природе своей — христианка.

Опыт показывает, что сил одних только священнослужителей сегодня явно недостаточно для воцерковления людей. И поэтому в миссионерской деятельности епархий на первый план выдвигается задача подготовки к миссионерскому служению мирян.

Звание христианина обязывает нас к тому, чтобы являться им не только в храме, но и всей жизнью свидетельствовать о Христе. Это свидетельство мы должны нести в мир на понятном людям языке, делая достижения современных средств коммуникации орудием миссионерской проповеди.

Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела:

Миссионерские усилия Русской Православной Церкви последних лет проходили под девизом «К каждому сердцу, до края земли». Священнослужители и миряне на кораблях-храмах проповедовали Евангелие, вагон-храм иконы Божией Матери «Одигитрия» проделал путь через всю Россию, посетив более 20 епархий. Особенно активными были миссионерские усилия недавно открытых епархий Сибири, Дальнего Востока, Приморья, Камчатки, Якутии. Интересные примеры новых миссионерских форм деятельности мы находим у епархий так называемого дальнего зарубежья, например, в Германии.

Если охарактеризовать этот опыт в общих чертах, то прежде всего следует отметить развитие лучших миссионерских традиций нашей Церкви. Миссионеры вначале изучают язык, культуру, особенности окружающей среды просвещаемых народов, затем осуществляют переводы духовной литературы и катехизических пособий, строят новые храмы или совершают богослужения в приспособленных местах. Развивается социальная диакония и миссионерская активность мирян. Как известно, выдающийся миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов) придавал огромное значение совершению Божественной литургии на языке просвещаемого народа. Часто он служил под открытым небом в местах кочевья, после совершения литургии устанавливался крест, который в дальнейшем становился для жителей «местом общественных молитв». Все современные миссионерские экспедиции восприняли этот метод и успешно его осуществляют. Опыт другого миссионера, преподобного Макария (Глухарева), по созданию миссионерских станов или долгосрочных миссионерских экспедиций сейчас успешно применяется в Магаданской и Якутской епархиях.

Одно лишь распространение изданий Святого Евангелия само по себе не приведет к научению народов Благой Вести и не передаст опыт богообщения, не создаст евхаристической общины. Поэтому мы не можем оценивать миссионерскую работу по количественным характеристикам «крещеных, но не просвещенных» людей.

К сожалению, у нас до сих пор существует лишь поверхностное знание об основных мотивах восприятия веры. Однако без тщательного их изучения мы не сможем правильно определить методы и формы миссионерского обращения и воцерковления людей. Настала пора серьезных богословских и социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://