Церковный вестник


№ 19(272) октябрь 2003 / Выставки и конференции

Христианское искусство Болгарии

 

В Государственном историческом музее открылась выставка «Христианское искусство Болгарии». Выставка проводится в рамках Дней болгарской культуры, которые прошли в Москве, Владимире и Ярославле с 29 сентября по 3 октября.

Экспозиция включает уникальные памятники болгарской культуры XIXVIII веков из собраний Национального исторического музея (г. София), Болгарской академии наук, Исторического музея (г. Мелник), Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия (г. София) и Государственного исторического музея.

«Мы показываем близкой нам по духу российской публике самые лучшие образцы болгарского церковного искусства», — отметил министр культуры Болгарии доктор искусствоведения Божидар Абрашев.

На выставке представлено более 70 экспонатов. Многие из них уникальны. Впервые за границей выставлена ценнейшая рукопись, хранящаяся в Болгарии, — Псалтырь (Песнивец), заказанная для царя Ивана Александра (1337). К числу раритетов относятся деревянная резная дверь храма Святого Николы Болнички в Охриде (XIV в.) и мощехранительница св. Матроны (1798 г.), выполненная в технике «венецианской эмали» и тончайшей филиграни. Мощехранительница-оковка черепа св. Дионисия I, патриарха Константинопольского (XVIII в.), привезена из монастыря Св. Богоматери Косиницы.

В разделе «Стенная живопись» представлены фрагменты трех церквей, демонстрирующие разнообразие стилей монументальной живописи в разные периоды Второго болгарского царства (XIIXIV вв.). Посетители выставки могут увидеть фрески, литийные иконы, иконы царского иконостасного чина, алтарные врата. Наиболее известны Царские врата XVXVI веков и образ Христа Спасителя из города Несебр (XVI в.).

Изделия из драгоценных металлов характеризуют высокий уровень развития ювелирного искусства Болгарии. Это оклады евангелий, кресты, рипиды, дарохранительницы. Средневековый период представлен окладом Евангелия из Охрида — одним из немногих дошедших до нас произведений ювелирного мастерства XIV века. Дарохранительница из Вознесенского монастыря (Дечани, Сербия, 1626 г.), выполненная в виде храма с пятью куполами, украшена серебряными и позолоченными пластинами, на которых запечатлены 100 сцен из античной мифологии и библейских сюжетов.

Также на выставке можно увидеть литургические ткани, изготовленные в константинопольских мастерских в XIIIXIV веках и элементы архиерейской одежды XVIXVIII веков.

Раздел средневековых рукописей включает болгарские рукописи до XVII в. и русские списки XIXII вв. с древнеболгарских оригиналов. Списки древнеболгарских текстов Золотого века царя Симеона Великого, сделанные в новокрещенной Киевской Руси, являются свидетельством первого южнославянского влияния.

Изборник Святослава (Симеона) 1073 г. — одна из первых точно датированных древнерусских рукописей. Мстиславово Евангелие 1113–1117 годов, написанное для новгородского, а потом и киевского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, Учительное Евангелие Константина, пресвитера Болгарского (Преславского), также свидетельствуют о взаимодействии двух славянских культур. Из фондов Государственного исторического музея на выставке представлена Псалтырь Томича (XIV в.), иллюстрированная многочисленными миниатюрами.

Часть экспонатов относится к тем древним культурным центрам, которые сегодня находятся на территории соседних для Болгарии государств. «То, что их связывает, это принадлежность к православию, которое вместе со славянским происхождением объединяет тысячелетнюю историю болгаро-российских отношений», — подчеркнула одна из авторов экспозиции, доктор искусствоведческих наук Ралица Лозанова.

Выставка «Христианское искусство Болгарии» будет открыта до 3 декабря.

 

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://