ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ



Рубрики:

Патриарх
Священный Синод
Синодальные учреждения
Епархии и приходы
Официальные документы
Церковь и общество
Православный мир
Образование
Архипастырь
Святость
Новости
Праздники и юбилеи
Милосердие
Святыни
Обитель
Пастырский опыт
История
Паломничество
Крупным планом
Молодежь
Комментарии
Форум
Чтение
Дискуссия
Искусство
Выставки и конференции
Преподобный Серафим Саровский.
Некрологи, соболезования

  • Архив газеты
  • Рассылка
  • Объявления
  • Подписка
  • Где купить
  • Фестиваль православных СМИ
  • Каталог православных СМИ
  • Фотогаллерея
  • О редакции
  • Издательский Совет
  • Контакты
  • Полезные ссылки
  • Поздравления
  • Анонсы
  • About us
  • Прп. Савва Сторожевский


  • Ленты новостей
  • Патриарх
  • Священный Синод
  • Синодальные учреждения
  • Епархии и приходы
  • Официальные документы
  • Церковь и общество
  • Православный мир
  • Образование
  • Архипастырь
  • Святость
  • Новости
  • Праздники и юбилеи
  • Милосердие
  • Святыни
  • Обитель
  • Пастырский опыт
  • История
  • Паломничество
  • Крупным планом
  • Молодежь
  • Комментарии
  • Форум
  • Чтение
  • Дискуссии
  • Искусство
  • Выставки и конференции
  • Преподобный Серафим Саровский
  • Некрологи, соболезования
  • Полезные ссылки

  •  НОВОСТИ :::...

    Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: главная проблема духовных школ – как связать духовное воспитание с психологией и педагогикой

    01.02.2016
    Источник информации: Церковный вестник
    Адрес новости: http://www.e-vestnik.ru/news/dushepopechenie_psihologiya_pastirstvo_9411/



    В рамках XXIV Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялась секция «Психологические проблемы и церковная жизнь», участники которой размышляли о проблемах обучения будущих пастырей и о объеме их компетенций в области психологии и душепопечения.

    Опытом подготовки будущих пастырей освятил в своем докладе «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты» ректор Хабаровской духовной семинарии, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. По его словам, сегодня главная проблема – как увязать духовное воспитание с психологией и педагогикой в духовных школах. Докладчик напомнил, что в идеале каждый священник должен владеть «пастырским функционалом», который по оценке протоиерея Павла Великанова можно разделить на 4 группы: проповедническая, приходская-организаторская, душепопечительская и богослужебная. В общей сумме они содержат более 130 компетенций. По мнению выступающего, ключевой компонент в этом списке, которым должен обладать священник – это «пастырство». «Все остальное приложится, - считает архиерей. – Если, например, священник не может хорошо представить себя в медийном пространстве, это могут сделать журналисты из числа его паствы».

    Популярно изложив перед слушателями основные положения своей диссертации, которая легла в основу обучения Хабаровской духовной семинарии (ХДС), митрополит Игнатий напомнил, что в процессе обучения семинарист проходит разные этапы своего духовного и профессионального возрастания. Но главное на каждом из них - воспитать в нем пастырскую любовь. Причем любовь деятельную. Для этого все учащиеся, не зависимо от курса обучения, в свободное от учебы время трудятся в разных епархиальных отделах - молодежном, социальном, миссионерском и др. Это называется — пастырская практика. «Молодые люди помогают в больницах, ходят в тюрьму, работают с бездомными, участвуют в организации молодежной работы на приходах, проводят духовно-нравственные беседы в школах и т.д. Им приходится преодолевать собственные брезгливость, отвращение, эгоизм, невежество», - отметил выступающий.

    Но результат оправдывает ожидания. «Студенты учатся общаться с самыми разными людьми, участвуя в нужной и полезной работе, знакомятся с деятельностью каждого из епархиальных отделов, к ним приходит понимание, к какому из направлений у них лежит душа, - сказал руководитель пастырской практики в ХДС священник Евгений Сергеев. - Они осознают свое призвание к тому или иному направлению работы. А практическое использование теоретических знаний дает более глубокое усвоение материала и усиливает мотивацию к учебе».

    Говоря о трудностях, с которыми придется столкнуться организаторам такой практики, священник уточнил, что не просто подобрать мероприятия, которые бы не только развивали семинаристов, но и были бы им по силам. Или совместить учебное задание семинариста с учебной программой. Каждый отдел обычно преследует свои цели и для участия в мероприятии семинариста план нужно дорабатывать. Кроме того, сложно подобрать учебное задание к конкретному мероприятию отдела. Поэтому нужен куратор, выполняющим функцию связующего звена между епархиальным отделом и семинаристами. др.

    Известно, что в своем служении священникам приходится общаться в том числе и с людьми, находящимися в тяжелом душевном состоянии. Например, получившими психологическую травму и находящимися в острой стрессовой ситуации (смерть близких, насилие и т. д.) или с теми, кто запутался в собственных психологических проблемах. О том, как распознать суть проблемы, с которой обращается человек, а главное, чем может ему помочь священник, делились практическим опытом остальные участники секции.
    Так кризисный психолог Михаил Хасьминский организует консультативную помощь людям в стрессовой ситуации на группе сайтов «пережить.ру». Об актуальности портала говорит посещаемость — 70 тыс. человек в день. Доклад был посвящен теме «Особенности эмоционального и чувственного восприятия в духовном окормлении и психологическом консультировании». Может оказаться, что оказавшись с тяжелой ситуации, человек впервые пришел в храм, как за последней надеждой. И важно знать, как именно его можно поддержать, не оттолкнуть. «К нам обращаются самые разные люди - и потерявшие близких, пережившие насилие, страдающие неизлечимыми болезнями, склонные к суициду. Зная, что на портале работают православные психологи и священники, они рассчитывают получить помощь и поддержку. Поэтому участвовать в этой работе мы приглашаем семинаристов, это будет хорошая практика в душепопечении, которая убережет их в будущем от ряда ряда ошибок и промахов», - отметил Михаил Хасьминский.

    О психологических проблемах, с которыми приходится сталкиваться психологу при консультировании православных верующих размышляла в докладе «Психологические механизмы искажений религиозного опыта» православный психолог Марина Филоник. «К этим проблемам можно отнести трудность осознания своих чувств, дефицит ценности себя (невроз самооценки), зависимость от авторитета (в том числе и духовника), искажение образа Бога. И речь идет не о психическом расстройстве или болезни, просто человек пока еще не научился слышать себя и распознавать свои переживания. Однако такая неосознанность может стать препятствием для честных отношений в том числе с Богом», - убеждена психолог.

    Опытом общения с травматиками (людьми, в чьей жизни случилась психологическая травма, повлиявшая на формирование психики) поделилась аналитический психолог Лидия Сиделёва в докладе: «Особенности взаимодействия с травматиками в психотерапии и душепопечении». “Травматика можно сравнить с человеком, в комнате которого разбито окно. Но вместо замены стекла, он начинает адаптироваться к возникшей ситуации- одевается теплей, придвигает к окну шкаф и т. д. Но ремонтировать окно ему и в голову не придет», - сказала она. Признаками травматика являются отсутствия радости в жизни и потеря интереса к ней, утрата чувствительности, отсутствие влечений к жизни, творчеству и т. п. В православной жизни это выражается, в частности, в обрядоверии, как в стремлении снять внутренние тревоги, создав некие ритуалы, организующие жизнь. «У травматика нет внутренних смыслов, ему нужны внешние смыслы», - уточнила психолог. Обычно это выражается в действии ради действия. Поэтому пост, например, превращается в голодание с безудержным количеством поклонов. Особенность помощи таким людям в том, что они нуждаются не в советах, а в

    том, чтобы кто-то их выслушал, понял, побыл рядом с ними, принял его таким, каков он есть, научил различать мысли, чувства, поступки и контролировать свои действия. «В целом же, этой проблемой занимается когнитивная психология»,- отметила Лидия Сиделева.
    Подводя итоги секции, митрополит Игнатий напомнил, что в общении духовенства с людьми, находящимися в психологическом кризисе нельзя линейно исходить из советов и практики святых отцов. Нужно помнить , уничижение и глубокие покаянные молитвы рождались на фоне отношений с Богом, в свете открывшейся непостижимой Христовой любви. И свою нечистоту они увидели именно на этом фоне. «И они корили себя, чтобы стать ближе к Богу, а не для того, чтобы укорить и в этом же червячном состоянии остаться, - сказал архиерей. - Поэтому, когда человек приходит в Церковь, священник должен вводить его в мир Церкви постепенно. Давать ему духовно-аскетические упражнения, основы духовной жизни в ту меру, которую он способен воспринять». Правильно учить человека одной мысль - Бог есть Любовь. Эта любовь разлита повсюду, а все остальное- следствие этой любви или ее отсутствие. «Но чтобы понять, что ты грешен, нужно понять, что Господь тебя создал хорошим. И Он сам — хороший, добрый , близкий- Он рядом и зовет за собой. А грехи твои мешают- вот и избавляйся от них. Но эта работа должна происходить только в соединении с любовью Божией», - заключил митрополит Игнатий.

     

    Все новости раздела




     Создание и поддержка —
     проект «Епархия».


    © «Церковный Вестник»

    Яндекс.Метрика