ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ



Рубрики:

Патриарх
Священный Синод
Синодальные учреждения
Епархии и приходы
Официальные документы
Церковь и общество
Православный мир
Образование
Архипастырь
Святость
Новости
Праздники и юбилеи
Милосердие
Святыни
Обитель
Пастырский опыт
История
Паломничество
Крупным планом
Молодежь
Комментарии
Форум
Чтение
Дискуссия
Искусство
Выставки и конференции
Преподобный Серафим Саровский.
Некрологи, соболезования

  • Архив газеты
  • Рассылка
  • Объявления
  • Подписка
  • Где купить
  • Фестиваль православных СМИ
  • Каталог православных СМИ
  • Фотогаллерея
  • О редакции
  • Издательский Совет
  • Контакты
  • Полезные ссылки
  • Поздравления
  • Анонсы
  • About us
  • Прп. Савва Сторожевский


  • Ленты новостей
  • Патриарх
  • Священный Синод
  • Синодальные учреждения
  • Епархии и приходы
  • Официальные документы
  • Церковь и общество
  • Православный мир
  • Образование
  • Архипастырь
  • Святость
  • Новости
  • Праздники и юбилеи
  • Милосердие
  • Святыни
  • Обитель
  • Пастырский опыт
  • История
  • Паломничество
  • Крупным планом
  • Молодежь
  • Комментарии
  • Форум
  • Чтение
  • Дискуссии
  • Искусство
  • Выставки и конференции
  • Преподобный Серафим Саровский
  • Некрологи, соболезования
  • Полезные ссылки

  •  НОВОСТИ :::...

    Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова) состоялась в Москве

    27.10.2016
    Источник информации: Церковный вестник
    Адрес новости: http://www.e-vestnik.ru/news/konferentsiya_pamyati_sofroniya_saharova_9710/



    В Доме Русского зарубежья им.Александра Солженицына состоялась международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире». Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося богослова современности. Участники - духовенство, философы и искусствоведы говорили о богословском творчестве старца, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.

    Слова приветствия в адрес участников конференции направил митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он сообщил, какое впечатление произвела на него первый раз встреча с отцом Софронием. «Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом, – отмечалось в приветствии. - В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением». Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом». После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных истоgfkfрий из своей жизни. «Он всегда с большой теплотой вспоминал преп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам преп.Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины». Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием своей страны. Татьяна познакомилась с отцом Софронием в Англии. «В нем было русское пламя христоцентричности, – вспоминает она. - Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом. При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью!».
    Вторую часть мероприятия составили доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония (Сахарова). Так, преподаватель ПСТГУ, к.ф.н. диакон Павел Сержантов сделал доклад на тему «Ступени  лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония». В духовном возрастании человек переживает сначала первоначальное благодатное общение с Богом, затем опыт богооставленности, во время которого бывает посещение человека благодатью и наконец возвращение благодати и непрестанное общение с Богом.
    «Первое соединение с Богом возможно как дар в тот момент, когда человек воспримет посещения Бога с любовью,- отметил отец Павел. - Это еще не завершение обожения человека. Этот дар составляет «неправедное богатство», т.е. благодать Божия еще не соединилась с человеком навсегда».
    На втором этапе человек переживает богооставленность различной силы, по временам ― сравнительно кратковременное приближение благодатного присутствия Бога. Богооставленность в своих крайних степенях - это страшно, потому что душа испытывает как бы «выпад из света», выпад из просвещенного состояния богообщения, похожее на духовную смерть, утверждается в докладе. А третий этап старец  Софроний связывает с опытом христианского совершенства и говорит о том, что в идеале это опыт обожения, который не может длиться долго, потому что земное тело не выдерживает обожения и человек «переходит из смерти в жизнь». «То есть от смертной жизни, которой мы живем, к бессмертной жизни, к самому Богу,- пояснил отец Павел. - Однако если Господь дает пережить человеку прикосновение к этому  высочайшему опыту и не забирает его от земли, как это было с преп. Серафимом Саровским, то Господь может  удерживать его на той мере благодати, при которой сохраняется способность действовать и передавать этот духовный опыт своим ученикам».  
    Выступление английского богослова, иеромонаха Серафима (Альди), (Оксфорд, Лондон) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом. Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют- благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. И богословие Софрония Сахарова автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов. Отец Софроний жил ХХ веке и учился у отца Сергия Булгакова, в богословии которого присутствует идея человечества. Поэтому рассуждая о человеке, старец Софроний всегда рассуждает и о человечестве в целом, а говоря о Христе, обращается не столько к одному человеку, сколько ко всему человечеству.
    Основной тезис доклада иеромонаха Серафима заключался в том, что отношения внутри Божественной Троицы организованы таким образом, что три отдельные ипостаси, которые не сливаются друг с другом имеют при этом единую природу. Точно такое же устройство имеет и человечество. У нас единая природа, но если в Троице всего три ипостаси, то в человечестве их бесконечное множество. И таким образом, по мнению  иеромонаха Серафима, человечество подобно Богу. То есть не просто отдельный человек является образом Божьим (он является образом Божьим скорее во Христе), а весь человеческий род (включая тех, кто умер и кто еще родится) будет подобен Святой Троице. 
    Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого с богословием старца Софрония был посвящен доклад иерея Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких): «Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся».    
    Один из организаторов конференции, художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония ― его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) «между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека» (цитата из «Писем в Россию»). 
    «Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между «двумя формами жизни», - отметила Анна Кузнецова. - Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта,  основанного на отсечении своего «я», на добровольном отказе от всякой «самости» в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд - «Старец Силуан», отец Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества». Анна Кузнецова рассказала также о выставке «Цвет Адама», которая прошла в рамках конференции. Ее авторы - современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы - автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.
    Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко , который выступил с сообщением «Творчество и вдохновение как дар свыше: о. Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.

    Руководитель сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного о. Софронию и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).

    В завершение конференции состоялась презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь о. Софрония Сахарова».
    На конференции с докладами также выступили преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов: «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)», старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва): «Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архим. Софрония (Сахарова)», художник Ирина Старженецкая (действительный член Российской академии художеств): «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества» и др. 

     

    Все новости раздела




     Создание и поддержка —
     проект «Епархия».


    © «Церковный Вестник»

    Яндекс.Метрика