№ 6 (283) март 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Экономический кризис в России носит глубоко нравственный характер

В феврале этого года в Троице-Сергиевой лавре состоялся VIII Всемирный русский народный собор. На нем православной общественностью был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Свою оценку этому документу «ЦВ» дал Эдуард Афанасьев, профессор, кандидат экономических наук, декан экономического факультета РПУ.

Прежде всего, этот документ имеет чрезвычайно большое значение, так как он разработан впервые при активном участии представителей Русской Православной Церкви. Этот документ, по сути дела, является кодексом деловой этики и представляет собой свод правил, имеющих нравственно-этический характер. Говорить о том, что все должны в обязательном порядке подписать этот документ, не приходится, поскольку, во-первых, подобный документ разработан у нас впервые, а во-вторых, потому что этот документ имеет концептуальный характер.

В мире существуют правила этического поведения в различных профессиональных сферах — так называемые кодексы корпоративной этики. Эти кодексы принимают разные корпорации, и они являются обязательными для выполнения членами этих корпораций. Как правило, такие кодексы имеют очень конкретный характер.

Очень важно, что у нас впервые сформулирован подобный документ экономического характера. Отрадным фактом является и то, что Русская Православная Церковь заботится о нравственном состоянии современного бизнеса. Ведь если говорить откровенно, то у нас не столько плохая экономическая ситуация в стране, сколько нравственно-хозяйственная. Если мы и дальше будем так же строить свое хозяйство, свою экономику, то ничего хорошего у нас не получится, потому что при этом нарушаются очень многие нравственные принципы, о которых говорится в этом кодексе.

Я не буду перечислять все положения документа, он достаточно обширный. Но мне хотелось бы обратить внимание на два момента. Во-первых, это то, что культура деловых отношений, и в том числе верность данному слову, всегда были очень важны для людей, занимающихся экономикой. В документе приводятся слова из дореволюционного кодекса, где сказано, что для человека, занятого в хозяйстве, прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли. Заключая сделку, партнеры не требовали подписи или печати, а просто ударяли друг друга по рукам, и сделка считалась совершенной.

Сегодня невозможно серьезно заниматься проработкой юридической стороны экономических отношений и других вопросов, если нет доверия между партнерами. А доверие связано с моральным уровнем взаимоотношений людей. У нас очень часто в экономике и даже в быту используются такие выражения, как «подставить», «кинуть» и т.п. Часто люди не исполняют своих обязательств, пытаются друг друга обмануть. Это очень плохо отражается на развитии хозяйственных отношений.

Характерным для этого документа является утверждение, что богатство — не самоцель и что нравственная сторона человеческой жизни важнее, чем материальная сторона. Я думаю, что у верующего человека это не вызывает сомнений.

Помимо нарушений договорных отношений, в России до сих пор в экономических сводках существует показатель по задолженности заработанной платы. Мы уже так к этому привыкли, что считаем это вполне нормальным. Но ведь это ни в какие не только моральные, но даже чисто логические рамки не лезет! Как можно понять, что это за показатель?

Если вы берете кредит, то вы платите за него с процентами. Но если вам не платят заработную плату, а потом ее выплачивают с большой задержкой и без процентов, которые накопились за счет того, что эти деньги где-то прокручивались, то это нарушение всех норм и правил цивилизованного поведения.

Отношение к налоговой системе у нас в стране столь же далеко от этического, и об этом тоже говорится в этом документе. У нас налоги, особенно социальные отчисления, в основном платят те люди, труд которых не является высокооплачиваемым. Работники государственных предприятий платят налоги полностью, поскольку их финансовая отчетность весьма прозрачна. А у работников частного бизнеса налоги и социальные отчисления идут только с той части зарплаты, которую они показывают в отчетности. При этом, как правило, теневая часть зарплаты занимает большую долю, чем открытая.

По последним отчетам Всемирного банка, который занимался анализом экономики России, видно, что мы занимаем одно из первых мест по криминализации экономики и по количеству посредников между потребителем и производителем. В России многие бизнесмены, по сути дела, занимаются обычной спекуляцией: покупают в одном месте и в одно время и продают в другом месте и в другое время по непомерно завышенной цене.

Значительное место в документе занимает и вопрос справедливого оплаты труда. К сожалению, в России доля зарплаты работников сейчас занимает очень и очень небольшое место.

Мне кажется, что если мы рассмотрим «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», труды русских экономистов — таких, например, как Иоанн Посошков, выступления нашего Патриарха и иерархов Русской Православной Церкви, а также этот свод нравственных принципов, то получится довольно серьезная этическая база современного хозяйствования. И дай Бог, чтобы тех, кто примет этот свод правил как свой корпоративный этический кодекс, было много.

Я думаю, что Церковь не будет требовать от своих прихожан, занимающихся бизнесом, неукоснительного выполнения этих правил. Но правила сформулированы, и задача людей, которые считают себя православными христианами и занимаются бизнесом, следовать этим правилам.

Конечно, возникает вопрос, насколько экономическое сообщество готово к принятию такого документа. Я думаю, что этот документ может дать основу кодексам чести, кодексам поведения отдельных корпораций и фирм, независимо от того, являются ли они лояльными по отношению к Церкви или придерживаются атеистических взглядов. Церковь сформулировала эти принципы понятным языком — не богословским, а языком современного делового сообщества. Эти правила применимы к любому виду человеческой деятельности, не только к экономике, но Церковь подчеркивает актуальность использования этих принципов в современной жизни, потому что она обеспокоена этими проблемами. По сути, эти принципы были сформулированы еще в Десяти заповедях Моисея. Но язык и понятия, которые используются в этом документе, соответствуют современным требованиям. Церковь показывает — вот путь, которым надо идти.

Экономический кризис в России носит глубоко нравственный характер, и чем скорее мы избавимся от издержек «первоначального накопления частного капитала», тем лучше. Мы должны поставить на первое место наше духовное состояние, а не ненависть к богатым или презрение к бедным. Именно любовь к Богу и ближнему, духовное над материальным.

Конечно, это не значит, что наше общество сразу станет здоровым. Но люди, следующие нравственным принципам, будут иметь более высокий авторитет в обществе. На Западе и у нас есть люди, которые считают, что бизнес безнравственен по своей природе. Но это не так. Сейчас многие крупные бизнесмены понимают, что безнравственным быть невыгодно, потому что от тебя отворачиваются порядочные люди и партнеры.

Церковь формулирует моральные критерии, но это не значит, что она должна требовать от всех подписываться под этим документом. Я думаю, что прав митрополит Кирилл, говоря, что многие бизнесмены готовы подписаться под этими нравственными принципами. Будут они нарушать их или нет, это уже дело их совести. Церковь не  будет выступать в роли какого-то цензора, следящего за поведением бизнесменов. Любой предприниматель сам должен гордиться тем, что свод нравственных принципов является основополагающим в его деятельности.

  Эдуард Афанасьев  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика