№ 10 (287) май 2004 / Крупным планом

Следующая статья...»

Православный бизнесмен и политик Саво Куюнджич: предприниматель отвечает за благосостояние многих

В среде российских предпринимателей сербский бизнесмен Саво Куюнджич хорошо известен. Наша пресса порой отводит ему целые полосы с сомнительными обвинениями, однако его партнеры отзываются о нем как о надежном и справедливом бизнесмене, чье слово стоит больше его капиталов. Этот человек, который светским приемам предпочитает паломничество по русским монастырям, не мог не вызвать интерес «Церковного вестника».

— Господин Куюнджич, вы пользуетесь репутацией решительного бизнесмена, для которого цель должна быть достигнута всеми легальными способами.  Как это сочетается с традициями православия?

— Я уже много лет занимаюсь бизнесом в России, но основы моего экономического образования были сформированы западноевропейской школой. Мне близка и понятна модель эффективного экономического развития, для которой главной целью является развитие конкурентноспособного предприятия, приносящего хорошую прибыль. Но в то же время я православный человек, для которого идеалы добра и справедливости не являются пустым звуком. Я не вижу противоречия между этими двумя сторонами, ибо Господь судил мне заниматься бизнесом, быть ответственным за благосостояние тысяч людей, сохраняя при этом высокие христианские идеалы. Для меня это определенное испытание, тот крест, который я должен нести не споткнувшись. А в этом может помочь только наш Господь.

— Недавно церковная общественность и ряд российских деловых структур подготовили Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Будет ли он, на ваш взгляд, реально выполняться?

— Если я не ошибаюсь, идея подготовки такого документа возникла несколько лет назад, когда бизнес в России только начал переходить на общепринятые мировые правила. И такая идея не может не приветствоваться, потому что Церковь веками хранила национальную традицию и, наверное, лучше остальных  представляет себе особенности народного характера: что будет принято народом, а что — решительно отвергнуто. Именно православие зародило в сердцах и русских людей, и сербов, и болгар стремление помочь обездоленным, проявить сострадание ко всем нуждающимся в помощи. И Церковь по праву выступает нравственным судьей в отношении современных устоев общества, в том числе и экономической этики.

Говорить же о том, насколько этот кодекс будет выполняться, можно уже через полгода. Давайте дождемся первых результатов.

— Существуют ли подобные документы в Сербии?

— Насколько я знаю, нет. Конечно, были отдельные предложения авторитетных епископов к предпринимателям о соблюдении экономической этики. Но наш народ по-другому воспитан. Мы всегда жили на границе враждующих религиозных культур — между протестантским, мусульманским и католическим миром. Наш народ часто терпел лишения, и идеалы взаимовыручки и общего делания у нас сформированы, кажется, уже на генетическом уровне. Поэтому убеждать какого-то крупного бизнесмена, чтобы он помогал своему народу или Церкви, нам лишний раз не приходится. Он сам посчитает за счастье, если народ согласится принять его помощь.

— У вас есть награды Русской Православной Церкви, вас знают и уважают главы Русской и Сербской Православных Церквей...

— Не могу не воспользоваться случаем передать через вашу газету искреннюю благодарность Святейшему Патриарху Алексию  не только от сербских предпринимателей, но и от всего народа, за его огромную духовную и политическую поддержку нашей Родины в годы суровых испытаний и трагедий. Желаю Его Святейшеству в год его 75-летнего юбилея крепости духовных и физических сил на благо всех православных народов.

— Известно, что ваше имя занесено албанскими боевиками в список «нежелательных сербов». Что эта «отмеченность» значит для вас?

— Я думаю, что каждый сербский патриот может оказаться в этом списке. Помощь пострадавшим соотечественникам и разрушенным храмам Косово и Метохии для меня священный и почетный долг моей земле, моим предкам, и Богу, который вдохнул в меня жизнь. Общеизвестно, что на территории края больше православных монастырей и древних памятников, чем во всех Балканских странах. Эти памятники древнее самого независимого албанского государства, поэтому все претензии албанцев на главенство в крае разрушаются об эти свидетельства православной истории. Отсюда — желание разрушить любое упоминание о древней истории края. Но мы никогда не допустим этого, пока в нашем народе будет биться хоть одно православное сердце.

 — Почему, на ваш взгляд, в российских СМИ ваше имя иногда упоминается в негативном контексте?

— Знаете, если руководствоваться мнением газет и телевидения, то любой праведник может оказаться среди закоренелых грешников. Как этому можно доверять?

Но отвечу на ваш вопрос. Это очень давняя история. И начало ее я бы связал все с тем же различием в менталитете российских и европейских бизнесменов. Когда я начал вести бизнес в России, то, к своему удивлению, столкнулся с понятиями из жизни гангстерской Америки конца 20-х годов прошлого века. Для России, где  вчерашние бандиты вдруг стали респектабельными хозяевами предприятий, все это было романтикой. Инвестируя значительные суммы в российскую промышленность, я не только получал сомнительные предложения от представителей бизнеса, но и десятки обвинений в свой адрес. Самым потрясающим было то, что в посланиях подобных дельцов говорилось, что мне не дадут спокойно работать в этой стране, и что они — русские патриоты — обратят внимание Правительства и соответствующих органов на недопустимость скупки иностранцем российской собственности.

Так было пять лет назад, но думаю, что тон многих сегодняшних публикаций, посвященных мне, в чем-то созвучен тем письмам.

Тем не менее, когда я был принят представителями российского Правительства, то не только не увидел настороженного отношения, но наоборот, почувствовал большую заинтересованность в привлечении инвестиций в российскую экономику. В кабинете министров работают люди, по-настоящему заинтересованные в оживлении предприятий, создании новых рабочих мест, налаживании мощной социальной базы. Поэтому, получив одобрение во властных структурах, я и мои партнеры поставили перед собой более сложную цель — найти понимание у жителей России, тех, кто работает на предприятиях, которые мы собирались покупать.

К счастью, люди, которые действительно хотели хорошо работать и были заинтересованы в возрождении своего завода, стали нашими главными помощниками.

Стоит сказать, что впервые за долгие годы предприятия, в которые я инвестировал средства, увеличили число рабочих мест более чем в два раза. Получается, что я, иностранец, сделал для русских рабочих больше, чем многие другие предприниматели, российские по паспорту. Кстати, для меня до сих пор не совсем понятно, почему они так гордятся своим гражданством, покупая очередную виллу в Европе, и не вспоминают о нем, когда к ним обращаются их сограждане, нуждающиеся в помощи.

Но у каждого свои представления о жизни. И вряд ли тому, кто стремится к роскоши в земном мире, удастся понять того, кто заботится о приготовлении к жизни вечной.

Беседовал Алексей Логинов

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 23 (348) декабрь


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 5(378) март 2008


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 6 (283) март 2004


№ 3 (256) февраль 2003 года.


№ 21 (250) октябрь 2002 года

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика