Церковный вестник


№ 18(271) сентябрь 2003 / Образование

Древние языки для самых маленьких

 

25 сентября Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина отмечает 10-летний юбилей. О достижениях и задачах гимназии рассказывает ее директор Елена Шичалина.

— Елена Федоровна, расскажите, почему Греко-латинский кабинет решил учредить гимназию для детей?

— В 1990 году по инициативе Юрия Шичалина был учрежден  Греко-латинский кабинет. Основная его цель была образовательной. Первой образовательной акцией Греко-латинского кабинета стала организация курсов древних языков для взрослых. Эти курсы были открыты в 1990 году. Потребность в изучении древних языков тогда была очень велика. До этого древнегреческий и латынь преподавали только на гуманитарных факультетах Московского университета, но курс древних языков был коротким, и студенты успевали выучить только грамматику. (Я не называю духовные учебные заведения, потому что усиленная и серьезная программа по изучению древних языков была принята там сравнительно недавно). И вот на этих  курсах постепенно сложилась среда людей, которые понимали, что несколько поколений наших детей были лишены такой основополагающей и проверенной временем формы образования, как классическая гимназия. Наша гимназия была создана в 1993 на базе детских групп, которые занимались древними языками на курсах Греко-латинского кабинета.

— Сколько детей поступает в первый класс вашей гимназии?

— Согласно нашему уставу, мы набираем в первый класс 16 человек. В старших классах у нас остается пять-девять детей. Но мы не производим добора в старшие классы, потому что наша программа сильно отличается от большинства других школ. Есть дети, которые узнали о существовании нашей школы достаточно поздно, но проявили активный интерес именно к нашей программе и не только догнали, но в чем-то и перегнали тех, кто учился с самого начала. Такое бывает, но это скорее исключения. Дети уходят по разным причинам. Например, у нас была девочка, которая училась идеально, а в старших классах перешла в специализированную медицинскую школу, так как решила связать свою судьбу с медициной. Случается, дети в старших классах понимают, что для них эта программа слишком сложна, и они не хотят тратить свое время и силы на занятия, требующие очень большого внимания, больших усилий.

— Чем программа гимназии отличается от стандартной школьной программы?

— По времени занятости наша программа не отличается от обучения в других школах. Это удалось сделать за счет того, что некоторые курсы у нас интегрированы. Например, курс москвоведения интегрирован в отечественную историю, в географию. У нас иногда бывает меньшее количество часов на русский язык, потому что древние языки, в особенности на начальной стадии изучения, поддерживают изучение русского языка. Какие-то вопросы прорабатываются на древних языках, и русский язык можно изучать в более быстром темпе.

Что касается программы, то гимназия прежде всего выполняет московский базисный план — это необходимо, чтобы дети, переходя в другую школу, не чувствовали себя обделенными в той или иной сфере. К специфике нашей гимназии относится то, что с первого класса у нас изучается Закон Божий. Это обязательный предмет. Это не история религии и не ознакомительный курс, как сейчас в некоторых школах принято. У нас идет традиционный Закон Божий по учебнику Слободского. Идет он до 11 класса раз в неделю. У нас есть и другие предметы духовного цикла. С первого по шестой класс идут занятия по церковному пению. Помимо того, что дети поют, они параллельно изучают элементы литургики, элементы самой службы, как она строится. И это созвучно с тем, что дети изучают на других предметах. На древнегреческом языке мы часто касаемся текстов Священного Писания, а к определенным праздникам разбираем на древнегреческом языке отрывки из Евангелия. На истории искусства рассматривается и византийская иконописная традиция — в частности, в общем курсе истории искусства, который тоже является спецификой нашей школой. У нас нет курса мировой художественной культуры, у нас есть курс истории искусства, который начинается с 4 класса.

— В каком классе начинается изучение древних языков?

— Латынь начинает изучаться в качестве подготовительного курса в четвертом классе и является тем предметом, по которому происходит отбор в гимназию. В начальной школе у нас с первого класса изучается иностранный язык. Чаще всего это английский или французский, но бывают и другие языки. Церковное пение и Закон Божий идут с первого класса. Есть курсы — риторики, введение в отечественную историю, «Земля и люди». В четвертом классе латынь начинается именно как подготовительный курс, а с пятого начинается древнегреческий и латынь. А с пятого класса начинается древнегреческий и продолжается латынь, но на другом уровне. Подготовительный курс крайне важен, потому что в древнегреческом языке употребляется та же терминология и имеется очень много сопоставимых моментов, а учить древнегреческий будет значительно легче, если есть задел в латинском. В шестом классе обязательно добавляется второй иностранный язык по выбору. Дети прилично владеют первым языком, несколько хуже, но достаточно прилично — вторым языком, и двумя древними. Были дети, которые брали еще и третий язык. Церковнославянский язык изучается интегрированно в курсе Закона Божьего.

— Какие достижения были у классической гимназии за десять лет ее работы?

— За это время количество учащихся выросло с 12 до 136 детей. Начали мы с одного пятого класса, затем дошли с пятого до одиннадцатого класса. Четыре года назад мы по просьбе родителей открыли начальную школу, потому что подросли братья и сестры наших гимназистов, и их родители не хотели отдавать в другую школу. Главным нашим успехом являются наши ученики. Те из них, кто поступил в нашу гимназию в 1993 году, сейчас заканчивают пятый курс, многие уже приступили к работе. То, что они приходят и как ведут себя в этом мире, доставляет нам большую радость и является предметом нашей гордости.

Если говорить о духовном воспитании, то его главной опорой является организованный нами домовый храм приписной к храму пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. У нас служит клирик этого храма священник Николай Скурат. Большую роль в духовном становлении школы сыграл протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы. Сейчас все тяготы по работе с детьми и по основным службам взяли на себя преподаватель Духовной академии и семинарии иеромонах Тихон (Зимин) и иеромонах Дионисий (Шленов).

— Какие задачи еще предстоит решить гимназии?

— Мы полностью исчерпали возможности этого здания. Нам очень тесно, у нас мало места даже по обычным санитарным нормам. Мы старались сделать все, чтобы развиваться на этом месте, тем более, что здесь у нас освященный храм. Но ситуация складывается далеко не самым простым образом. Нам необходимо расширяться и развивать нашу работу. Но получить подходящее для гимназии помещение или построить новое здание в Москве очень сложно. В мае этого года Московской Городской Думой было принято решение об организации Центра классического образования. Этот Центр должен быть создан на базе нашей гимназии, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы у нас была возможность не просто сохранить гимназию, сохранить храм но и продолжить нашу работу на более высоком уровне.

Беседовала Мария Ельцова



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://