№ 18(271) сентябрь 2003 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Речь наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) на открытии конференции «700-летие со дня праведной кончины святого благоверного князя Даниила Московского»

 

Недавно мы отмечали 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Осенью минувшего года Церковь праздновала еще одну памятную дату — 350-летие со дня прославления святого Даниила.

Прославляя князя Даниила как основателя Московского княжества, мы, прежде всего, говорим о его высокой духовности. Основной чертой характера святого Даниила Московского являлось миролюбие. Господь сказал: «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9). Выступая на княжеском соборе в Дмитрове, князь Даниил призывал своих братьев, ведущих друг с другом нескончаемые междоусобные войны, к миру и единению и много в этом преуспел. Своим миролюбием, благочестием и мудростью святой Даниил Московский положил начало Святой Руси, Русскому государству.

Мы прославляем святого Даниила как «богомудрого князя», «угодника Христова» и «православных поборника». Родословие его ведется от святого равноапостольного Владимира, князя Киевского. Князя Даниила, «отрасль благоплоднейшую Александрову», все Московские государи почитали своим родоначальником, утвердившим в Москве «царствия скипетр» и «превысочайший престол царствия в ней устрои». Будучи верным сыном своего отца, св. благоверного великого князя Александра Невского, Даниил Московский всегда следовал принципу: «Бог не в силе, а в правде» — и, вслед за своим родителем, явил нам образец православного правителя.

Конечно, будучи князем, он умел владеть оружием и вести сражения, но старался пользоваться этими навыками как можно реже, стремясь окружить себя друзьями и единомышленниками. Так, благоверный Даниил Московский воевал с князем Константином Рязанским, который хотел привести на Москву татар, но самого властителя Рязани, взятого в плен, принимал не как пленника, а как гостя.

Слава о мудром и кротком правителе земли Московской разнеслась по Руси, и неудивительно, что племянник Даниила Московского Переяславский князь Иоанн завещал благоверному князю свою вотчину. Переяславль считался тогда крупным и значимым городом, однако, по вдохновению свыше, благоверный князь Даниил не перенес столицу своего княжества в Переяславль, а оставил ее здесь, в Москве, провидя будущее величие града сего.

Созидая будущее нашей столицы и государства Российского, он не забывал и о нуждах и заботах простых людей. Однажды он встретил на торгу женщину, которая продавала свои украшения, и разговорился с нею. Оказалось, что это была вдова погибшего воина. Тогда князь с горечью заметил: «Это я не сохранил твоего мужа», и щедро наградил ее.

В конце жизни Даниил Московский постригся в схиму, оставив «начальство княжения державы» и «пространный мира путь». Умирая, он пожелал быть погребенным как простой инок среди монастырской братии. Последняя воля князя была исполнена.

В дошедших до нас изображениях святой князь Даниил предстает и смиренным схимником, и великим князем. На некоторых иконах совмещаются эти два образа русской святости: углубленного в молитву подвижника и благочестивого властителя, грозного к врагам, но милостивого и кроткого к друзьям и подданным.

Князь Даниил, как известно, скончался относительно молодым, в возрасте 42 лет, но успел сделать многое. Среди прочих своих благих дел он создал Свято-Данилову обитель, учредил там архимандрию и не только возвысил статус наместников монастыря до положения советников и помощников московских князей как в вопросах духовных, так и в вопросах управления государством, но и всегда сам следовал этим советам.

Основанный св. князем Даниилом первый московский монастырь пережил много лихолетий. Были и подъемы, были и спады, такие, что, казалось, никогда в Даниловой обители больше не зазвучат слова святых молитв. Бывали времена, когда и самое имя Даниила Московского тоже уходило в забытье. Однако святой князь напоминал потомкам о себе явлениями и чудесами, а основанная им обитель, подобно сказочной птице Феникс, вновь и вновь возрождалась к жизни духовной.

В начале XIV в. участились набеги татарских полчищ на Москву. Первому полному разорению обитель святого князя Даниила подверглась еще при сыне благоверного князя — Иване Калите. Чтобы спасти святыню, князь Иван переводит монастырь под защиту крепких стен Кремля, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь — Спасский. Затем Спасская обитель была перемещена на Крутицкий холм и получила название Новоспасской, — это произошло при великом князе Иоанне III.

При первом патриархе Московском и всея Руси св. Иове Русская Православная Церковь причислила князя Даниила к лику святых. На братском кладбище Данилова монастыря были обретены его нетленные мощи. С тех пор установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского: 4 марта и 30 августа (по новому стилю — 17 марта и 12 сентября).

По молитвам святого преподобного и благоверного Даниила, князя Московского, Свято-Данилов монастырь после почти двух с половиной веков забвения был возобновлен царем Иоанном Грозным, который построил во вновь открытой обители каменный храм с необычным по тем временам посвящением: во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. По-видимому, первый царь всея Руси хотел поставить в других частях Москвы храмы, посвященные памяти Святых Отец каждого из Семи Вселенских Соборов, а храм в Данииловой обители сделать соборным храмом первопрестольной. Храм во имя Святых Отец Семи Вселенских Соборов и по сей день красуется в обители.

В царствование Иоанна Грозного в художественных мастерских святителя Макария, митрополита Московского, был создан огромный Летописный свод, в миниатюрах которого отразились главные события русской и мировой истории. История Московского государства связывалась в Своде с всемирной историей. Москва осознавала себя «Третьим Римом». История начала Московского княжества содержится в «Древнем летописце», созданном не позднее 1560 года, в который, как и в другие тома Свода, вошли сведения из многих источников. Великий князь Данило Александрович Московский (так его имя звучит в тексте Летописного свода) изображен в нескольких миниатюрах. Там говорится о его влиянии на русскую жизнь и прослеживается весь ход его жизни.

Много претерпела обитель во время Смуты начала XVII века, а в Отечественную войну 1812 года французы осквернили и разграбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила. Но благочестивые императоры Российские и жители Первопрестольной вернули монастырю былое благолепие.

В 1930 году обитель снова была закрыта, а святые мощи благоверного князя Даниила утрачены. Казалось, что никогда больше обитель Даниила Московского не восстанет из руин. И все же Господь снова явил нам Свои бессчетные милости: в 1983 году то, что осталось от первого московского монастыря, было передано Русской Православной Церкви.

Хочу обратить особое внимание на то, что со Свято-Даниловой обители началось возвышение Москвы как Первопрестольного града и столицы государства Российского и с нее же началось возрождение нашего Отечества после десятилетий господства воинствующего безбожия.

В этом году обитель отмечает 20-летие возобновления монашеской жизни. Князь Даниил молится за Русскую землю и державный град, оставаясь «первым в граде своем начальником», и мы все чувствуем его скорую и благую помощь в наших трудах. Так, по молитвам святого князя Данила в обитель вернулись частицы его мощей, которые пребывают ныне в Троицком соборе и в храме Святых Отец.

Как непосредственному участнику торжеств юбилейного года, посвященного 700-летию со дня преставления благоверного князя Даниила, мне хочется отметить, что этот праздник не прошел бесследно и для Первопрестольного града, и для Свято-Даниловой обители. Мы, братия Данилова монастыря, узнали за этот год много нового о роли святого князя Даниила и нашей обители в истории нашего Отечества. (К примеру, очень приятно было узнать о том, что в XVIII веке уровень воды в Москве-реке определялся около Данилова монастыря, то есть обитель воспринималась как некая точка отсчета.) В течение юбилейного года проведено несколько музыкально-литературных вечеров, конференций и симпозиумов, выпущено несколько юбилейных книги и даже почтовая марка, созданы часовня и памятник князю Даниилу на Даниловской площади, специально к крестному ходу 6 сентября была написана новая икона.

Впервые крестный ход, посвященный святому князю Даниилу Московскому, состоялся 100 лет назад во время празднования 600-летия со дня преставления святого благоверного князя. Правда, предки наши были посильнее нас: они из Кремля пришли в Данилов монастырь, отслужили там литургию и вновь вернулись в Кремль. Мы же проделали путь только в одну сторону — из Кремля в монастырь.

Свято-Данилова обитель тоже постаралась внести свой, пусть малый, вклад в празднование 700-летней годовщины блаженной кончины святого князя. В этом году был создан новый мощевик для частиц мощей благоверного Даниила Московского.

Я не буду подробно говорить об иконографии святого князя Даниила; этой теме посвящен подробный доклад Н.Н. Чугреевой. Кстати, опыт новой иконографии представлен сегодня на выставке «Московские художники — Даниилу Московскому» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. На представленных на выставке иконах св. князь Даниил является пред нами как молитвенник и как объединитель русского народа, а на одной из икон святой благоверный князь изображен предстоящим Пресвятой Троице.

Перед честными иконами святого благоверного и преподобного князя Даниила мы обращаемся к нему: «Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается... Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией».

Отрадно сознавать, что спустя десятилетия господства безбожия, окружаемые соблазнами мира сего, мы вслед за нашими предками взываем к молитвенной помощи святых, в земле Российской просиявших. Русь всегда была сильна этой неразрывной связью между народом Божиим и святыми заступниками; как сказал Гоголь, Русь была святой не потому, что русские жили свято, а потому, что стремились к святости. Отечество наше всегда было благоукрашено храмами и святыми обителями, старцы и благочестивые люди, как свечи, сияли по всему лицу земли русской. Преподобный Серафим Саровский видел облако, возносящееся от земли русской к небу, то — молитвы тайных и явных угодников Божиих.

Святой Даниил собирал основу будущего государства Российского, и сейчас нам, по его примеру, надо укреплять и сохранять единство нашей земли, молиться о даровании Отечеству нашему мира, благодати и процветания. Молитвами ко Господу, Его Пречистой Матери, святым угодникам Божиим жила и будет жить Святая Русь!

Открывая эту конференцию, приуроченную к торжествам по случаю 700-летия преставления святого благоверного и преподобного Даниила, князя Московского, я хочу пожелать всем нам никогда не терять спасительной молитвенной памяти о Божиих чудесах, явленных в некогда малозаметном Московском городке, и об угоднике Божии — собирателе земли Русской. 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008











ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика