№ 12(265) июнь2003 г / Пастырский опыт

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Тайна и Измерение Личности

 

II. Земля и ум

1. Горная вершина, покрытая снегом. Чтобы найти ответ на вопрос о подлинной сущности человека, обратимся к Откровению. Что говорит нам Библия о происхождении человека? Прежде всего, приведем текст из Книги Бытия, повествующий о сотворении человека Богом. Вот что мы читаем во 2-й главе Книги Бытия: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Быт. 2, 7).

Человек создан из земли, но несет в себе дыхание жизни, исходящее от Бога. Поэтому человек — это составное существо на границе двух миров: материального и духовного, он не есть ни тело без души, ни душа без тела — он есть одновременно и тело, и душа.

Некоторые святые отцы говорят еще о третьем компоненте человека — о разуме. Разум, собственно говоря, не является чем-то отдельным от души, это высшая ее часть. Он имеет решающее значение для духовной жизни. Я сказал “разум”, и это может привести к мысли об интеллектуальном, о рассудочном, однако речь идет совсем о другом. Можно выразиться иначе: “ум”. В действительности ум является высшим компонентом, составляющим человека, а его деятельность есть наивысшее действие человеческой личности, благодаря которому человек познает истину не путем логического дискурсивного размышления, но непосредственной интуицией. Именно благодаря этой способности человека Бог познается им не концептуально, но во время встречи с Ним лицом к Лицу в чистой молитве.

Поскольку душа — это невидимая реальность, обратимся к аналогии, которая, надеюсь, немного поможет нам, если сделаем, конечно, необходимые поправки. Представим себе гору высотой, скажем, 3500 м. Ее вершина покрыта вечными снегами, ледниками, из которых вытекают реки, изобильно орошающие ее склоны. Благодаря этим рекам на различных высотах процветает растительный и животный мир. Допустим, что гора — это наша душа. Обычно в человеческой душе различают три силы: на самом низком уровне находится вегетативная жизненная сила, присущая всем животным, растениям и человеку. Это подножье нашей горы. Выше стоит животная сила, свойственная только животным и человеку. Она включает в себя силы вожделения и раздражения — источник алчности и агрессивности, свойственных как человеку, так и животным. То, что животные имеют душу, соответствующую их состоянию, подсказано уже тем, что у этих двух слов — душа и животное (animalame) — корень один, от латинского слова anima (душа). Эта сила соответствует той части горы, которая расположена выше растительной зоны, но ниже третьей: способности мыслить, которая свойственна только человеку, и этим он отличается от животного. Способность мыслить имеет два главных свойства: 1) ум, наделяющий человека основными способностями, позволяющими думать, говорить, помнить, и 2) свободу, то есть способность к самоопределению, позволяющую делать выбор (ее часто называют свободным суждением), и волю, позволяющую правильно совершить выбор, сделанный свободным суждением.

Как ни странно это покажется, мы с вами еще не добрались до вершины горы. Третья сила — способность мыслить — располагается еще выше, хотя в действительности она уже не видна, потому что покрыта вечными снегами. Здесь, на этой высоте, мы находимся выше разума и даже выше свободы, понимаемой как возможность выбора. Эта вершина горы — нашей души — имеет двоякую природу: с одной стороны, это самая высокая точка горы, поднимающейся от земли к небу, но это также и точка, на которую снег мириадами кристаллов сияющей белизны падает с неба и соединяется с ней. В этой точке небо встречается с землею. Это место одновременно и земное, и небесное.

Возвращаясь к душе человеческой, можно сказать, что эта снежная вершина представляет собой ум (по-гречески “nouj”, по-французски “intellect-esprit”) в тот момент, когда Божественный Дух нисходит на нее. Вершина горы — это то, что некоторые именуют высшей точкой души. Что касается нисходящего Духа Божия, то речь идет не о Лице Святого Духа, но о нетварных энергиях, соединяющихся с душой, достойной того, то есть освобожденной от уз, влекущих ее долу к греховной животности или к вздымающейся ввысь люциферианской гордости. Этот снег, падающий с неба, приносит человеку божественность от Бога, и так достигается цель сотворения умных существ: одухотворение души, которая в свою очередь животворит и одухотворяет тело.

Эта часть горы, покрытая снегом, то есть ум, коренным образом отличает человека от высших животных или от самой совершенной мыслящей машины, потому что именно падающий с неба снег — благодать Духа Святого — сообщает уму его главное свойство, и, следовательно, человеку — печать избранничества: быть из земли, в которую Бог вдохнул дыхание жизни или Дух жизни (Быт. 2, 7). Это понятие о богочеловеческом характере ума не является достоянием исключительно христианского Востока. Его можно встретить у Мейстера Экхарта в смелой форме: “В душе есть часть нетварная и нетворимая, если бы вся душа была такой, она была бы нетварной и нетворимой, и это ум”.

 

2. Местонахождение души. Оставим сейчас нашу альпийскую метафору и спросим: где же находится душа в человеческом теле? На этот вопрос отвечали по-разному, наиболее удовлетворительный ответ, по-моему, таков: подобно крови, душа присутствует во всем теле. Между душой и кровью существует определенная связь. Когда течение крови прекращается (если, например, останавливается сердце) и кислород перестает поступать к разным органам, то человек умирает, это физическая смерть. Нечто похожее происходит и с душой: если она не оживотворяется божественной благодатью — если снег растаял из-за потепления, вызванного страстями, и реки не текут более по склонам горы, — тогда душа умирает, это духовная смерть, и хотя продолжается земная жизнь человека, можно сказать “животная”, но духовно он мертв. В Евангелии мы находим место, подтверждающее это, когда Христос говорит одному из Своих учеников, пожелавшему уйти, чтобы похоронить своего отца: “Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие” (Лк. 9, 60).

Подводя итог, можно сказать, что именно Божественная благодать напояет душу жизнью, а душа, в свою очередь, оживотворяет и одухотворяет тело. Так происходит, если человек возрожден для жизни во Христе. Но, как мы знаем, к несчастью, чаще всего случается обратное, и тогда мы сталкиваемся в жизни с мертвыми душами, которых описал еще Николай Гоголь.

Выше я сказал, что душа, как и кровь, находится повсюду в теле человека, но что касается разумных способностей, то они рождаются в мозгу человека. Что касается ума, то его естественное местопребывание — в сердце.

 

3. Сердце. Оставим наш образ горы и постараемся понять, что, несмотря на нематериальность, наш ум, однако, связан с нашей телесной природой, в частности с сердцем. Вследствие первородного греха наш ум стремится вовне, к отождествлению с окружающим нас миром, к тому, чтобы жить в мире образов, питающих наши греховные страсти. Чтобы соединиться с Богом в чистой молитве, аскет стремится возвращать свой ум вовнутрь, “собирать” ум и “опускать” его в сердце, вначале в свое плотское сердце, а оттуда он умом постепенно проникает в глубину, находящуюся вне тела. Он открывает свое глубокое духовное метафизическое сердце. Истинная жизнь христианина протекает там, в глубине сердца, в этих тайниках, укрытых не только от чужих глаз, но скрытых во всей своей полноте от самого человека (...). И человек вынужден признать невозможность постижения духовных процессов в своем сердце, в глубине своей соприкасающемся с Сущим, не имеющим в Себе никаких процессов.

Образ горы, приведенный выше, может вызвать недоразумение, если думать, что ум должен возноситься вверх, нет, как раз наоборот — он должен вернуться вовнутрь, опуститься во внутреннюю клеть сердца и молиться Богу, Который пребывает там втайне (Мф. 6, 6). Именно там, в сердце, в “сокровенном сердце человека” (2 Петр. 3, 4) ум встречает Бога.

Необходимо немного задержаться на измерении ума и духовного сердца, ибо они несут на себе первостепенную роль в христианской аскезе.

Имея сотворенные душу и тело, человек является двояким существом: его нельзя определить ни только посредством души (опасность спиритуализма), ни только тела (здесь возникает опасность материализма). Перед лицом разных течений мысли, впадающих то в одну, то в другую ошибку, святые отцы настаивают на единстве всех компонентов человека, подчеркивая то, что душа влияет на тело, и наоборот.

  Архимандрит Симеон (Брюшвайлер)  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 6 (331) март 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 9 (382) май 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 16(269) август2003



№ 12(265) июнь2003 г


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика