№ 10 (335) май 2006 / Патриарх

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

У бездуховного общества нет будущего

— С начала своего понтификата Бенедикт XVI предупреждает Европу об опасности жизни без Бога и в отрыве от христианских корней. Разделяете ли Вы, Ваше Святейшество, эти опасения?

— Судьба Европы неразрывно связана с христианством, ведь европейская культура органично впитала в себя христианские ценности. Сегодня же, имея в списке достижений нашей цивилизации шедевры искусства, научные открытия и технические новации, не будем забывать, что их появление стало возможным благодаря вкладу многих поколений европейцев, исповедовавших христианскую веру.

Однако современная европейская цивилизация все чаще обращается к иным, нехристианским авторитетам, и это не может не тревожить. Происходит подмена понятий, из которых выхолащивается первоначальное содержание, а пустая форма заполняется иным смыслом. Например, признание ценности человеческой личности, которая в христианской традиции восходит к представлению об образе Божием и почитанию Личности Богочеловека, вырождается в защиту своеволия, нравственной распущенности и нигилизма. Неслучайно современная европейская цивилизация иногда именуется постхристианской. Безбожники своими руками разрушают фундамент, на котором зиждется общеевропейский дом.

— Вы думаете, что рост светскости и, следовательно, отвержение религиозности представляет опасность для жизни государства? Такой риск существует в России или больше в Европе?

— Считаю, что понятие «светскость» и производные от него «светское общество», «светское государство», «светское образование» — сегодня допускают слишком широкое толкование. При этом отношение к религии в таких светских государствах, как, например, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Дания, Турция и Израиль, сильно различается.

Мы понимаем под светскостью государства не вытеснение религии из жизни общества и не искусственное нивелирование вероисповедных общин в их правовом статусе, но отказ от наделения религиозных организаций властными полномочиями, что не исключает их взаимодействия с государством при условии невмешательства религиозных общин и государственных органов во внутренние дела друг друга.

Население большинства европейских стран не получило такой «прививки» атеизма, какую имеют граждане государств постсоветского пространства. Этим объясняется разное отношение к религии. Россия с конца восьмидесятых — начала девяностых годов прошлого века переживает духовное возрождение, получившее наименование «Второго Крещения Руси». Однако уровень религиозной грамотности в России пока ниже, чем в Западной Европе. На это делают ставку экстремисты разных мастей. Чтобы не допустить религиозных раздоров, наша Церковь выступает за введение в школьную программу основ православной культуры, поддерживая подобные же инициативы мусульман и представителей иных традиционных религий. Думаю, что гражданин, хорошо знающий культуру своего народа, не поддастся с легкостью на провокации и не будет завербован в экстремисты или террористы.

— Ваше Святейшество, Вы признаете, что распространение ислама на Западе представляет опасность?

— Главным соблазном я бы назвал утрату духовных устремлений. Говорить об «обществе потребления» как о великом достижении выгодно прежде всего крупным корпорациям, желающим расширить объем сбыта. Но у бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда. Христос Спаситель сказал, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).

В Западной Европе, впрочем, как и в России, не все благополучно в области демографии. Численность населения сокращается. Происходит стремительное заселение континента людьми иной культуры, с другими традициями, другим менталитетом. Остается лишь надеяться, что мрачным прогнозам о «столкновении цивилизаций» не дано осуществиться.

— Если обратиться к будущему Европы, какие главные вызовы Вы видите?

— Убежден, что христиане и последователи ислама могут жить в мире. Это доказывает многовековой российский опыт, отсутствие в нашей стране межрелигиозных войн. Однако для этого необходимы усилия с обеих сторон, желание идти навстречу друг другу, не подаваясь на провокации зложелателей.

Думаю, что напряжение между мусульманами и Западом, получившее воплощение в «карикатурном скандале», отражает противостояние не между христианством и исламом, а между сторонниками традиции и приверженцами идеологии «бесконечного прогресса» любой ценой. Коренное население стран Европы постепенно утрачивает связь с христианством, его место в сознании людей занимают секулярные представления. В центр Вселенной ставится человеческая личность, свобода самовыражения которой признается высшей, непререкаемой ценностью. В то же время других людей объединяет приоритет ценностей, продиктованных нормами Божественного Откровения.

Если между мусульманами и приверженцами секулярного мировоззрения будет достигнуто понимание, исключающее нанесение оскорблений, то, думаю, мир будет сохранен.

— Поясните, каковы перспективы межцерковных отношений с Римско-Католической Церковью?

— Я считаю, что сейчас как никогда необходимы совместные усилия традиционных Церквей, призванных нести в мир Свет Христов. Вполне очевидно, что мы должны не стремиться к конкуренции между собой, ведущей к разрушению доверия и появлению враждебности, а напротив, объединиться для исполнения великой миссии — возвещения людям Слова Божия, свидетельства перед нашим обществом о христианских ценностях. Однако я убежден: для действенного совместного соработничества необходимо, чтобы открытость, христианская любовь и доверие стали главными критериями в отношениях между нашими Церквами.

— Как вы думаете, реально ли преодоление великой схизмы 1054 года?

— Хорошо известно, что основной причиной трагического разделения послужило различное понимание роли Римского епископа в Церкви. Хотя Римская кафедра в Неразделенной Церкви всегда имела «первенство чести», а глава Римско-Католической Церкви был «первым среди равных», это никогда не означало, что власти Римского епископа должны были безоговорочно подчиняться другие Предстоятели Поместных Церквей или что голос Римской Церкви имел решающее значение в христианском мире. Дабы преодолеть разделение, необходимо прийти к взаимоприемлемому пониманию места Папы в жизни Церкви, а также разрешить ряд других богословских проблем.

— Какие наибольшие трудности возникают у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви на территории России?

— Одной из наибольших трудностей, возникающих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, является прозелитизм католиков в отношении исконно православного населения на территории России и других стран СНГ, особенно среди детей православных по происхождению и крещению, которых в католических приютах пытаются приобщить к католическому богослужению.

Другой проблемой является продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко-католиками на Украине. Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой ценой распространить свое влияние на православные юг и восток страны. Недавний перенос кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, несмотря на категорическое несогласие с этим всех Поместных Православных Церквей, ясно показал, что греко-католики не намерены отказываться от экспансии. Убежден: для того чтобы отношения между нашими Церквами действительно улучшились, необходимо как можно скорее разрешить эти проблемы, серьезно осложняющие православно-католический диалог. Заявления Папы Бенедикта XVI о стремлении развить отношения с Православными Церквами вселяют надежду на то, что ситуация изменится в лучшую сторону.

— Какие, на Ваш взгляд, характерные черты нового понтификата? Кто Вам наиболее симпатичен — Иоанн Павел II или Бенедикт XVI?

— Одной из характерных черт понтификата Папы Бенедикта XVI, без сомнения, можно назвать неоднократно выражавшееся им стремление к нормализации отношений с Православными Церквами и Русской Православной Церковью в частности. Однако мы ожидаем реальных шагов и действий по разрешению существующих сложностей, которыми, хочется верить, будет ознаменован понтификат Папы Бенедикта XVI.

Что касается моего личного отношения к Иоанну Павлу II и Бенедикту XVI, то мне не хотелось бы сравнивать двух Предстоятелей Римско-Католической Церкви — недавно усопшего и нынешнего. Полагаю, что история даст деятельности каждого из них свою адекватную оценку.

— Месяц назад итальянская пресса говорила о возможности встречи Патриарха Алексия II с Папой, но не в России, а на территории другой страны. Как Вы думаете, насколько это возможно? Имеются ли условия для этой встречи?

    Русская Православная Церковь никогда не отвергала возможности подобной встречи. Однако следует заметить, что для ее осуществления необходимо преодолеть наиболее острые трудности, существующие в отношениях между двумя Церквами. Встреча двух Предстоятелей должна привести к реальному разрешению проблем, которые причиняют страдания нашей пастве, а не быть лишь протокольным мероприятием.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008





№ 13-14(386-387) июль 2008


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика