Церковный вестник


№ 18(271) сентябрь 2003 / Чтение

Чистое сердце Сережи Старка

 

Эта небольшая книжка читается на одном дыхании, но задуматься заставляет о многом. Формально книга монахини Серафимы (в миру — Антонины Михайловны Осоргиной) представляет собой биографию, но биографию ребенка. И в этом причина полного преодоления автором всех формальных рамок. Кто же такой Сережа Старк, очерк жизни которого озаглавлен так возвышенно и строго — «Блажени чистии сердцем...»?

Сережик, Сережа был первым сыном известного протоиерея Бориса Старка, потомком не менее известного любителям отечественной истории обрусевшего шведского рода Старков. Большинство представителей этого рода по мужской линии были военными моряками. Дедушка Сережи вице-адмирал Георгий Старк был участником Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, а дядя его отца адмирал Развозов — последним командующим Балтийского флота Российской империи. Родился Сережа 30 мая 1930 года в Париже.

Обычно описание детских лет героя любого биографического произведения сводится к рассказу об окружавшей его среде, ее влиянии и так далее. В этом отношении очерк монахини Серафимы (Осоргиной) не слишком отличается от других, погружая нас в атмосферу жизни и быта русских изгнанников во Франции: как и чем жили, в какие храмы ходили молиться, как сообща заботились о воспитании детей, как с тревогой ждали начала новой войны, и как эта война началась...

В чем же заключалась необычность Сережи Старка? На первый взгляд, внешне, ни в чем — хороший добрый мальчик, большой озорник, шалун, но очень обаятельный. Однако детское обаяние — еще не достаточный повод для написания именно биографического очерка. Никакого подвига или поступка, достойного упоминания в истории, Сережа Старк тоже не совершил. Но рассказ о Сереже является свидетельством несколько иного рода: в нем в первую очередь говорится о том духовном влиянии, которое оказал на близких этот необычный мальчик. Автор говорит об этом так: «Для тех, кто имел счастье близко знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления (газетного объявления о смерти — А.С.) заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок...».

В письме отцу Борису и матушке Наталье Старкам их духовный отец, известный старец и ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) писал: «Я не знал его (Сережу — А.С.), но коротенькая биография его, написанная Осоргиной, дала мне возможность составить образ этого прекрасного мальчика. “Не говори с тоской — его нет, но с радостью — был”.

Вы, быть может, обидитесь на меня, но я самым искренним образом думаю, что скучать по нему — грех перед Богом и скорбь для него. О нем можно и должно радоваться и благодарить Бога.

Вместо пожелания: Господь да упокоит душу его; с уверенностью говорит душа, что он достиг того светлого Царствия, которое дай Бог и нам всем получить по милосердию Божию».

Очерк Серафимы (Осоргиной) напоминает короткие свидетельства о жизни блаженных детей, которые мы находим в житиях свт. Димитрия Ростовского; или на свидетельство о блаженной отроковице Музе, сподобившейся явления Божией Матери, Которая и призвала ее к себе; или на свидетельство о внезапной смерти, а потом прославлении от Бога блаженного отрока Артемия Веркольского... Сами жизнь и смерть Сережи Старка похожи на жизнь и смерть этих детей.

В 1940 году на праздник Крещения Господня Сережа внезапно заболел. Никто не мог предположить в этот день, что Господь уже призывает его. Однако вскоре болезнь стала смертельно опасной, и 19 февраля Сережа Старк умер. За месяц болезни для всех, кто был с ним рядом, открылась его духовная зрелость, достойная не ребенка, а старца-подвижника — глубина его веры, его мужество и любовь к Богу и ближним. Один из лечивших его докторов сказал: «Если бы этот ребенок был, как другие, можно было бы еще надеяться, но вы сами видите, что это ангел... А задерживать на земле ангелов — не в наших силах!».

В 1952 году отец Борис Старк вместе с семьей вернулся на Родину. Прожив еще почти полвека, он скончался в 1996 году, будучи клириком Ярославской епархии. В заключение процитируем его слова о сыне.

«Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода в настоящую жизнь... Мой сын говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаждал этой смерти в десять лет, потому что он прожил свою жизнь так, что смерть для него была избавлением и облегчением».

 

  Алексей Сагань  



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://