Церковный вестник


№ 20(345)октябрь / Чтение

Этапы духовного странствия

Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М.: ПСТГУ, 2006.
Книга французского священника архимандрита Плакиды интересна тем, что это рассказ человека латинской культуры, богослова цистерцианской выучки о православии и об отцах Греческой Церкви. Основная часть книги — изложение принципов духовной жизни в перспективе исихастского движения, которое понимается у о. Плакиды столь широко, что включает практически всю православную монашескую традицию — от Антония Великого до Паисия Величковского и Иустина Поповича.
Автор начинает с исторического введения. Затем следует краткое введение в святоотеческую аскетику и антропологию. (Не будем забывать, что для французского читателя слова «православие» и «исихазм» ненамного ближе, чем для нас «пуритане» или «квиетизм»).
Краткая третья часть и особенно раздел «Приложения» по своей важности явно не соответствуют отведенному им скромному месту. Речь идет о распространении традиции «Добротолюбия» в России, Румынии и на Западе, а также о включенной в книгу автобиографии архимандрита Плакиды под названием «Этапы духовного странствия». Именно здесь обнаруживается замечательная широта взгляда автора, не мешающая глубине и серьезности отношения к явлениям духовной жизни.
Оставаясь человеком западной культуры, о. Плакида после долгих поисков и сомнений перешел в православие (будучи к тому времени настоятелем цистерцианского монастыря и повторно крестившись), но этот шаг вовсе не означал для него тотального отрицания своего прежнего опыта — скорее, его совершенствование. В книгах Бернара Клервосского, Иоанна Креста, Терезы Авильской он находит мысли, созвучные авторам «Добротолюбия», а древняя латинская Литургия не кажется ему более бедной, чем византийская. О. Плакида был одним из тех, кто возлагал большие надежды на Второй Ватиканский Собор и кто горько в нем разочаровался, особенно сильно переживая литургические реформы.
Хотя основной адресат книги — интересующийся православием европеец, она будет полезна и в России. Во-первых, тем читателям, представление которых о христианстве исчерпывается обывательскими штампами. А таких людей у нас сейчас подавляющее большинство. Книга архимандрита Плакиды — это не только доступное изложение истории «монашеского богословия», это живой, яркий призыв следовать традиции Отцов.
Во-вторых, читателями «Духовной традиции» будут церковные люди, для которых небезразлична проблема православия на Западе. Очень часто в полемике православных и католиков бывает сложно отделить существенные положения веры от вопросов обрядовой традиции и различий культур. Даже от богословски весьма образованных представителей Западной Церкви приходится слышать, что никакой существенной разницы между нами и нет — так, исторические ссоры, война цивилизаций... К сожалению, единственной внятной оппозицией такой релятивизации оказывается кондовый фундаментализм, с его твердой уверенностью в вечной гибели всех без исключения католиков начиная с 1054 года. Но так ли все просто?
Николай Солодов



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://