Церковный вестник


№ 23(372) декабрь 2007 / Церковь и общество

«Золотой компас», или не все то золото, что блестит

Вот и наступило время ежегодной «рождественской» продукции Голливуда. Львиную долю декабрьской киноафиши составляет все та же стрельба, драки и погони, но, судя по аннотациям, кое-что все-таки можно отнести к «семейному жанру». В нынешнем сезоне больше всего внимания в этой категории привлекает фильм «Золотой компас»: как сообщается, на него потрачено 180 миллионов долларов. Реклама представляет его как грандиозную зрелищную эпопею в духе «Повелителя Колец» и «Хроник Нарнии». Но в действительности «Золотой компас» — это одна из самых яростных атак Голливуда на христианство, пусть и менее явная, чем «Последнее искушение Христа» или «Код Да Винчи».

Сценарий фильма основан на первой книге детской трилогии английского писателя Филиппа Пульмана под названием «Темное начало». Пульман, воинствующий атеист, заявил прямо, что намерен «убить Бога» в сознании детей, и книги его преследуют именно эту цель.

Но послушаем самого автора. В своем интервью газете «Sydney Morning Herald» Пульман изумляется, как его книжкам удалось избежать той критики, которая досталась  Гарри Поттеру: «Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, который и не снился этому несчастному Гарри. Мои книги убивают Бога», — пояснил он.

О своих собственных убеждениях писатель говорит так: «Если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет».

Пульман восхищается классической поэмой Мильтона «Потерянный рай», где идет битва между добром и злом за власть на небесах. Сходный сюжет представлен в трилогии «Темное начало», но здесь реванш берут новые Адам и Ева, юные искатели приключений Уилл и Лайра. Их цель — добраться до запретного плода и на этот раз расправиться с Богом.

Перед читателем проходит череда персонажей: священники, которые похищают и пытают детей, ангелы-извращенцы, капризные ведьмы, несущие вахту в небесах, мудрец-шаман, очаровательная монахиня-расстрига. Детям предоставляются широкие возможности познакомиться со своими «внутренними демонами» — говорящими зверушками вместо человеческой души.

Что же касается «воплощенного зла», то у него в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма заменили его на «Магистериум», однако «силы зла» здесь безошибочно опознаются по православной иконографии и латинским библейским цитатам. А в конце трилогии определяется главный враг: «Властелин, Бог, Творец, Господь, Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель».

Протоиерей Дэвид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, дает «Золотому компасу» такую оценку: «Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает “Хроники Нарнии” К.С. Льюиса — но с диаметрально противоположным результатом. “Нарния” безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Господа, в то время как направленность “Золотого компаса” столь же безошибочно антихристианская, атеистическая… Это не какие-нибудь занимательные сюжеты; это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого.

Облекаясь в завораживающую кинематографическую оболочку, она минует контроль рассудка и легко проникает в сердце, особенно детское, оставляя в нем след, быть может незаметный на первый взгляд, но глубокий и духовно губительный. Фильм этот угрожает духовному здоровью как детей, так и большинства взрослых, и смотреть его не следует ни нам, ни нашим детям».

 

Священник Иаков Баглиен — клирик Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://