Церковный вестник


№ 18(367) сентябрь 2007 / Молодежь

Церковь молодых

Спор о миссии среди молодежи беспредметен. Посылая апостолов, Господь повелел проповедовать Евангелие всей твари. Представители большинства общественных и политических сил хорошо понимают, что за молодежью будущее — страны, культуры и Церкви. Поэтому работа с молодежью считается одной из приоритетных задач. Для этого не жалеют ни сил, ни времени, ни средств. Если рассмотрим историю, увидим, что некоторые идеологии осознанно делали ставку на молодежь и быстро достигали своих целей. Например, национал-социалисты в Европе или коммунисты в Юго-Восточной Азии. В  очень короткое время представители этих идеологий, сумев найти путь к сердцам молодых, совершили в своих странах по сути революционные преобразования. Если подобные режимы выполнили свои меркантильные задачи, почему же Церковь Христова не может сделать то же самое во имя Добра?

По верному замечанию епископа Кассиана (Безобразова), первохристианская Церковь в возрастном отношении более чем на половину состояла из молодежи. По крайней мере, первые мученики христианства были, за небольшим исключением, юношами и девушками. Благодаря этому Церковь апостольских времен имела особый пафос, который привлекал в нее новых молодых искателей Истины. Руководили Церковью, проповедовали веру, естественно, люди старшего поколения, но большую часть паствы составляли молодые.

Всем сердцем принять Истину и кардинальным образом переменить свою жизнь может только молодой человек. С годами отказываться от своих «богов» становится все труднее и труднее. С годами люди все более привязываются к телесным благам и становятся циничными в восприятии Прекрасного и Высокого. Именно поэтому сила благодати, имевшая своей целью изменить мир, благоволила вселиться прежде всего в сердца молодых. Да и самих апостолов Господь избрал отнюдь не из умудренных опытом прожитых лет жителей Галилеи, а призвал молодых и энергичных, младшему из которых, св. Иоанну Богослову, было 19 лет. Требовалось, чтобы Истина распространялась в мире быстро и энергично, победоносно. Именно поэтому для ее проповеди были призваны Господом молодые, восприимчивые к Истине сердца.

Да и первое монашество в большинстве своем составляли молодые люди. «Посмотрите на святых: большинство из них пришло в монастырь в двадцатилетнем возрасте» (свт. Игнатий Ставропольский).

Советская пропаганда долго и кропотливо трудилась над созданием мифического образа Русской Православной Церкви как некоего собрания маргинальных фанатичных старушек вокруг хитрого попа-мироеда. «Журнал Московской Патриархии» даже получил распоряжение соответствующего партийного отдела вымарывать на публикуемых снимках богослужений молодые лица, оставляя только людей в возрасте. (Складывается впечатление, что у некоторых современных противников миссии среди молодежи еще не остыли партийные настроения.) Надо отдать должное «кремлевским старцам»: их пропаганда имела успех и надолго закрепилась в сознании «трудящихся масс». На самом же деле, свидетельствую: когда я пришел в Православную Церковь в конце 70-х годов, в ней было немало убежденных, глубоко верующих молодых людей и девушек, как правило, пришедших из неверующих семей. Извне казалось, что Церковь находилась в некоем застое, но на самом деле, жизнь кипела. Молодые люди вместе с интеллигенцией проводили подпольные семинары, печатали самиздатовскую литературу, проповедовали своим сверстникам в учебных заведениях, в производственных цехах и дворах. Открыто носили крестики, крестили своих детей и отнюдь не стеснялись исповедовать свою веру, хотя нередко подвергались за это гонениям, исключению из учебных заведений и увольнению с работы. Многие из них в свободное время бескорыстно трудились в храмах на реставрационных работах, псаломщиками, алтарниками, звонарями, сторожами. Конкурс в четыре имевшиеся на территории СССР семинарии составлял до 20 человек на место. Но прежде чем приступить к экзаменам в семинарию, почти все подавшие туда документы проходили «собеседование» в органах, где путем обещаний и угроз молодых людей пытались отговорить от «ошибочного решения избрать профессию попа». Поступившие же испытывали на себе постоянный прессинг КГБ.

В то время именно молодые люди совместно с интеллигенцией — под духовным окормлением немногих мужественных пастырей Церкви, которые взяли на себя эту трудную миссию, связанную порой с риском для жизни, — и делали больше всего в Церкви. Именно они, а не старушки в деревенских приходах, как это принято говорить (хотя и им честь и хвала за их исповедание веры и молитву), сохранили сокровище православной веры, чтобы передать его нынешним поколениям молодых христиан. В известной фразе святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, о том, что «платочки сохранили Церковь», неправильно усматривать только приходских старушек. Именно молодые девушки и женщины носили передачи в тюрьмы заключенным за веру исповедникам, сохраняли в своих домах с риском для жизни церковные святыни, следовали за своими духовными отцами в далекие ссылки, создавали по их благословению тайные монашеские общинки, число которых неизвестно до сих пор.

Если православию XXI века удастся воссоздать Церковь первых веков христианства, вдохнуть в нее тот молодой пафос, который двигал мучениками и исповедниками того времени, Церковь Христова вновь встанет на ноги, и проповедь ее прольется живительным дождем по лицу Русской земли, а также непременно потечет за пределы ее: на Восток, на Запад и до дальних островов — в чем и состоит миссия России, согласно пророчествам святых отцов и великих мыслителей нашей земли. Другого пути и выбора у нас нет.

 



© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика
http://